Сад в Эрмитаже. В Главном штабе открылась выставка «Студия 44. Анфилада»

Не в первый раз Эрмитаж обращается к архитектурной теме. У посетителей в памяти ретроспективы мировых звезд в этой области - Сантьяго Калатравы и Захи Хадид - в парадных залах Зимнего дворца.

Сад в Эрмитаже. В Главном штабе открылась выставка «Студия 44. Анфилада» | Инсталляция «Архив» показывает реализованные и неосуществленные проекты «Студии 44». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Инсталляция «Архив» показывает реализованные и неосуществленные проекты «Студии 44». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Новая выставка «Студия 44. Анфилада» развернута в Главном штабе, построенном Карлом Росси для нужд Гражданских министерств. «Студия 44» сумела превратить его в современный музейный комплекс. Главный штаб сам по себе - экспонат выставки.

Как говорит руководитель студии Никита Явейн, у этого проекта как минимум две цели. Одна из них - показать, насколько интересна архитектура. Вторая, не менее важная, - раскрыть экспозиционные возможности Большой анфилады Главного штаба. Не случайно ее имя вынесено в название выставки.

Организаторы сосредоточились не столько на презентации архитектурных проектов, сколько на процессе их создания, от рождения замысла до воплощения. Пространство пяти бывших внутренних дворов Главного штаба напоминает Эрмитаж с его анфиладами, залами со световыми фонарями и даже висячим садом.

 4Арх2_Д.jpg

Итальянской скульптуре ХХ века будет уютно среди двадцатилетних лип / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Казалось бы, посетители хорошо освоили эту эрмитажную площадку, сам памятник давно свыкся с новыми функциями, на днях он будет отмечать два десятилетия музейной жизни. И все же архитекторы нашли чем удивить.

Редко кто обращает внимание, что в анфиладу ведут двенадцатиметровой высоты мощные двери-порталы. Обычно распахнуты врезанные в их нижнюю часть створки малых дверей. Церемония открытия и закрытия больших дверей в дни работы выставки - зрелище торжественное и запоминающееся. Для Главного штаба это что-то вроде просыпающегося павлина в Павильонном зале Зимнего дворца.

Наверное, самым эффектным и неожиданным для публики стало появление в одном из атриумов анфилады «эрмитажного висячего сада» с настоящими деревьями и итальянской скульптурой. Оказывается, для устройства таких садов в конструкциях платформ, соединяющих залы, предусмотрены емкости, куда можно засыпать грунт и высадить деревья. Висячие сады в Главном штабе не разбиты, но архитекторы не теряют надежды, что когда-нибудь это произойдет. На время выставки в зале, куда дневной свет проникает через стеклянный фонарь в потолке, высажены липы. Как обещают специалисты, к весне они покроются листвой.

За интерактивность на выставке отвечает зал-трансформер. Его стены способны приходить в движение, благодаря чему одна экспозиция может заменить другую на глазах у публики. В этом пространстве идет рассказ о рождении архитектурной формы. Импульсом могут стать потоки людей (вокзал «Олимпийский парк» в Сочи), функция сооружения (Академия танца Бориса Эйфмана), интеграция в природный ландшафт (Музей обороны и блокады Ленинграда). В центре зала 3D-принтер в реальном времени печатает архитектурные формы по мотивам проектов «Студии 44».

До сих пор речь шла о малоизвестных возможностях Большой анфилады. Рассказ об архитектуре, разных сторонах ее процесса строится из тематических блоков. Он начинается с Триумфальной лестницы в самом просторном Пятом атриуме, включившем в себя архитектуру Росси. Зарисовки на планшетах демонстрируют, как долго и мучительно рождалась форма парадной лестницы Главного штаба. Вариантов множество: «Ландшафт», «Пирамида», «Развязка-крест», «Театр-каскад», «Амфитеатр»...

Динамичность дальнейшему повествованию придает сочетание «высокого» и «низкого» - чертежей, макетов, эскизов и реальных строительных материалов. Глазу не скучно. Импровизированный кинозал, в котором нон-стоп демонстрируется видеофильм о проектах «Студии 44», обустроен в обычном вагоне-контейнере. Двухэтажный «Дом макетов», где разместилось семь десятков макетов, выполненных студией за последние 25 лет, возведен из строительных лесов. Он вполне надежен, можно по лестнице подняться на второй этаж, чтобы сверху полюбоваться видом всей Большой анфилады.

Для инсталляции «Архив» использована арматурная сетка, которую на стройках заливают цементом. На ее рядах развешаны фотографии и чертежи. Например, с лицевой стороны картинка Ладожского вокзала, с оборотной - к нему чертежи. Справа замыслы реализованные, слева - концепции, эскизы, проекты в стадии реализации. Здесь есть проект реставрации Александровского дворца в Царском Селе, реконструкции исторического центра Калининграда, строительства Дворца школьников в Астане...

Наконец блок «Главный штаб. Метаморфозы» - рассказ о процессе преображения здания-памятника. Множество рисунков, эскизов разных лет: световые фонари, лестницы, залы, меняющие облик год за годом, постепенно приближаясь к тому, что сегодня видит публика.

#Эрмитаж #Главный штаб #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6635) от 02.03.2020 под заголовком «В Главном штабе появился сад».


Комментарии