С ума сошли

Сцены сумасшествия из опер Беллини, Доницетти и Римского-Корсакова в исполнении лирико-колоратурного сопрано Альбины Шагимуратовой собрали полный зал Новой сцены Мариинского театра.

С ума сошли |

Безумие в опере - явление отнюдь не редкое со времен, пожалуй, барокко. Безумие насылали на зарвавшихся смельчаков разгневанные боги и богини. XIX век с его сентиментализмом, сменой светлых и ясных просвещенческих моделей на туманные романтические, а позже и подступающим кризисом позитивизма вернул на сцену помешательства и умопомрачения разной степени. И жертвой композиторов-мужчин стала, разумеется, женщина, главная героиня. Так слушателей намного проще было заинтересовать, вызвать у них сочувствие, слезы. Сейчас история вновь пришла к этапу потери ориентиров. Людям трудно понимать происходящее, им захотелось чего-то эмоционально острого, а вместе с этим - очищающего и примиряющего.

Для многих меломанов «Сцены сумасшествия» - это название сольного альбома знаменитой француженки Натали Дессей. Альбина Шагимуратова, одна из ярких представительниц лирико-колоратурного сопрано, позиционирует себя как наследница прекрасной традиции. Она не первый сезон пленяет мариинскую публику своим искусством. Валерий Гергиев записал на видео оперу «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова с Шагимуратовой в партии Царевны-Лебедь. Минувший тематический концерт, очень похожий на жанр бенефиса, вновь принес ей шквал заслуженных оваций.

Программу открыл шлягер - соль-минорный Славянский танец Дворжака, а его ми-минорный лирический танец, словно скользящий по глади летнего озера, послужил расслабляющим интермеццо между двумя сценами - Эльвиры из «Пуритан» Беллини (1835) и Амины из его же «Сомнамбулы» (1831).

Оркестр под управлением Михаила Синькевича как-то не успел настроиться после бойкого Славянского танца на лирический лад и провел первую сцену формально - безучастно, не передав романтизма лунной поэзии. Роль меланхоличной луны играла лишь декорация на заднике. Настраивалась и Альбина. Хотя она все же сумела продемонстрировать свое владение техникой бельканто, упругую точность откалиброванных нот, но в помешательство ее героини Эльвиры поверить было трудновато. Художественного единства певицы с оркестром не ощущалось.

В сцене Амины Ah non credea mirarti певица тщетно добивалась выразительности, оркестр продолжал играть формальный аккомпанемент. Голосу ее Амины очень не хватало мягкости и «сомнамбулической зыбкости»: слишком напряженно он звучал.

Все настоящее случилось во второй части концерта. Сначала певица попала в родную стихию русского языка в сцене безумия и смерти Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, а затем и в знаменитой сцене из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, окончательно сразившей публику. Здесь к происходящему добавился хор и ансамбль солистов. Обеим героиням - и жертве злодейства молодой царице Марфе, и невесте, жертве клановых разборок в мрачной Шотландии, очень пригодились драматические краски, которые год от года наполняют голос Альбины Шагимуратовой. Здесь певица во всю мощь развернула искусство своей драматической колоратуры.

Прояснилась ситуация и в оркестре, который намного лучше знаком с симфоническими характеристиками Марфы и Лючии, да и Римский-Корсаков с Доницетти оказались для них ярче и колоритнее, чем Беллини. В сцене из «Лючии ди Ламмермур» певица показала убедительную игру, но знаменитого истошного вопля героини, стиснутой тисками несчастий, не случилось. Певица разумно решила поберечь себя, да и, вероятно, слушателей. А ведь эту сцену в ее исполнении меломаны могли бы сравнивать с той же сценой у Дессей и у Нетребко... Видимо, дело за малым - за участием Альбины Шагимуратовой в спектакле Мариинского театра, который что-то давненько не показывали.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5841) от 30.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.