С ума сошли

Сцены сумасшествия из опер Беллини, Доницетти и Римского-Корсакова в исполнении лирико-колоратурного сопрано Альбины Шагимуратовой собрали полный зал Новой сцены Мариинского театра.

С ума сошли |

Безумие в опере - явление отнюдь не редкое со времен, пожалуй, барокко. Безумие насылали на зарвавшихся смельчаков разгневанные боги и богини. XIX век с его сентиментализмом, сменой светлых и ясных просвещенческих моделей на туманные романтические, а позже и подступающим кризисом позитивизма вернул на сцену помешательства и умопомрачения разной степени. И жертвой композиторов-мужчин стала, разумеется, женщина, главная героиня. Так слушателей намного проще было заинтересовать, вызвать у них сочувствие, слезы. Сейчас история вновь пришла к этапу потери ориентиров. Людям трудно понимать происходящее, им захотелось чего-то эмоционально острого, а вместе с этим - очищающего и примиряющего.

Для многих меломанов «Сцены сумасшествия» - это название сольного альбома знаменитой француженки Натали Дессей. Альбина Шагимуратова, одна из ярких представительниц лирико-колоратурного сопрано, позиционирует себя как наследница прекрасной традиции. Она не первый сезон пленяет мариинскую публику своим искусством. Валерий Гергиев записал на видео оперу «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова с Шагимуратовой в партии Царевны-Лебедь. Минувший тематический концерт, очень похожий на жанр бенефиса, вновь принес ей шквал заслуженных оваций.

Программу открыл шлягер - соль-минорный Славянский танец Дворжака, а его ми-минорный лирический танец, словно скользящий по глади летнего озера, послужил расслабляющим интермеццо между двумя сценами - Эльвиры из «Пуритан» Беллини (1835) и Амины из его же «Сомнамбулы» (1831).

Оркестр под управлением Михаила Синькевича как-то не успел настроиться после бойкого Славянского танца на лирический лад и провел первую сцену формально - безучастно, не передав романтизма лунной поэзии. Роль меланхоличной луны играла лишь декорация на заднике. Настраивалась и Альбина. Хотя она все же сумела продемонстрировать свое владение техникой бельканто, упругую точность откалиброванных нот, но в помешательство ее героини Эльвиры поверить было трудновато. Художественного единства певицы с оркестром не ощущалось.

В сцене Амины Ah non credea mirarti певица тщетно добивалась выразительности, оркестр продолжал играть формальный аккомпанемент. Голосу ее Амины очень не хватало мягкости и «сомнамбулической зыбкости»: слишком напряженно он звучал.

Все настоящее случилось во второй части концерта. Сначала певица попала в родную стихию русского языка в сцене безумия и смерти Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, а затем и в знаменитой сцене из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, окончательно сразившей публику. Здесь к происходящему добавился хор и ансамбль солистов. Обеим героиням - и жертве злодейства молодой царице Марфе, и невесте, жертве клановых разборок в мрачной Шотландии, очень пригодились драматические краски, которые год от года наполняют голос Альбины Шагимуратовой. Здесь певица во всю мощь развернула искусство своей драматической колоратуры.

Прояснилась ситуация и в оркестре, который намного лучше знаком с симфоническими характеристиками Марфы и Лючии, да и Римский-Корсаков с Доницетти оказались для них ярче и колоритнее, чем Беллини. В сцене из «Лючии ди Ламмермур» певица показала убедительную игру, но знаменитого истошного вопля героини, стиснутой тисками несчастий, не случилось. Певица разумно решила поберечь себя, да и, вероятно, слушателей. А ведь эту сцену в ее исполнении меломаны могли бы сравнивать с той же сценой у Дессей и у Нетребко... Видимо, дело за малым - за участием Альбины Шагимуратовой в спектакле Мариинского театра, который что-то давненько не показывали.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5841) от 30.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...