С Пушкиным на музейной ноге
В Музее истории Петербурга открылась трогательная выставка «Шедевры московской Пушкинианы» из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Сам поэт с женой пожаловали на вернисаж.

Ксавье де Местр. «Пушкин-ребенок». 1802 г. Миниатюра. ФОТО предоставлено ГМИ СПб
Между двумя музеями существуют давние дружеские контакты, но впервые москвичи показывают свои коллекции в Петропавловской крепости. «Пушкиниана» – ответ на выставку «Старый Петербург в коллекции князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова», которая открылась в столице две недели назад.
Как сообщил на вернисаже Евгений Богатырев, директор Музея А. С. Пушкина, многие произведения взяты из постоянной экспозиции. На вопрос нашей газеты о самых интересных, Богатырев назвал миниатюрный портрет Пушкина, созданный К. де Местром, когда будущему поэту было три года. Полтора века миниатюра хранилась в семье потомков Матвея Мудрого, личного врача семьи Пушкиных. Этот портрет известен по многочисленным репродукциям, но оригинал крайне редко покидает стены московского музея.
На выставке показан еще один прижизненный и также миниатюрный портрет Пушкина, нарисованный в 1826 году И. Вивьеном де Шатобреном. Интересна так называемая остафьевская копия с известного пушкинского портрета кисти Кипренского. Ее заказал неизвестному художнику Петр Вяземский в память о близком друге.
Особая гордость московского музея – два портрета Елизаветы Яньковой, автора знаменитых «Рассказов бабушки», мемуаров о русском дворянстве, изданных ее внуком Дмитрием Благово. Первый портрет художника Григория Озерова создан, когда «бабушке» было всего 26 лет, второй – акварель Сергея Сударикова – нарисован, когда Янковой было 77. Она дожила до 93 лет, помнила пять поколений дворян и предания, доходившие до времен Петра I.
Из столицы приехали изображения красавиц пушкинского времени. Назовем портреты «прекрасной добрейшей» Веры Гагариной кисти Александра Молинари и Прасковьи Вяземской, созданный Федором Бруни, известным мастером храмовых росписей.
Два портрета напоминают о «Пиковой даме» – это знаменитая Наталья Голицына, изображенная Бенуа Шарлем Митуаром, и Елизавета Фикельмон – работа Франца Шротцберга. Елизавета была дочерью Дарьи (Дол-ли) Фикельмон, некоторые пушкиноведы считают, что в своей повести Пушкин пишет про дом Долли как «дом старой графини».
На разных временных полюсах находятся еще два интересных произведения. В 1799 году Ксавье де Местр изобразил Суворова. Через 115 лет будущая звезда русского авангарда Наталия Гончарова нарисовала с натуры пейзаж «Полотняный завод. Дом над прудом».
Портретную галерею дополняют книги о Москве и произведения прикладного искусства XVIII – середины XIX века. Раритетом выглядит «Карне де бал» – книжка для записи партнеров на балу в виде мини-веера из кости.
Что касается Пушкина и Натали, пришедших на вернисаж, то восковые персоны появились по инициативе петербургского музея. Будем надеяться, что только на время вернисажа. Выставка будет работать по 14 августа 2016 года.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5712) от 31.05.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии