С проблем надо пылинки сдувать

На IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме побывал знаменитый голландский кинорежиссер Йос Стеллинг. Автор таких фильмов, как «Иллюзионист», «Стрелочник», «Рембрандт. Портрет 1669», «Ни поездов, ни самолетов»... Он поучаствовал в работе секций «Кино» и «Театр», побывал на премьере спектакля «Язык птиц» в БДТ, дал мастер-классы в кинотеатре «Аврора» и на «Ленфильме».

С проблем надо пылинки сдувать | ФОТО Бориса ОСЬКИНА

ФОТО Бориса ОСЬКИНА

И успел встретиться с журналистами в маленькой уютной кондитерской на канале Грибоедова.

Вопреки ожиданиям, народу было немного, так что всем хватило места за одним столом, а разговор получился доверительным, как в кругу друзей.

– У моего отца тоже была своя пекарня, – вспомнил Йос Стеллинг, увидев стоящие на столе крошечные пирожные и свежий хлеб. – Так что я чувствую себя здесь почти как дома.

Спокойно поесть ему, конечно, не дали. Речь сразу зашла о кино. О чем он собирается снимать? Быть может, о политике?

– Ну уж нет! – воскликнул режиссер. – Политика меня совсем не интересует. Меня волнует исключительно внутренний мир человека. Чем сложнее тема фильма, тем интереснее снимать. Когда есть проблема, мы начинаем что-то делать, чтобы ее решить. С проблем надо пылинки сдувать, настолько они нужны нам. Быть может, это звучит странно, но это так.

Самая сложная проблема, по мнению режиссера, это смерть. Но именно смерть вдохновляет нас и заставляет ценить жизнь.

Поговорили с господином Стеллингом и о засилье американских фильмов, которые оттесняют европейские на второй план.

– Очень важно, как мы свои фильмы представляем, – заметил режиссер (по совместительству владелец двух арт-хаусных кинотеатров в Утрехте). – Кинофильмы сейчас смотрят гораздо больше, чем когда-либо. Через Интернет, цифровое ТВ у нас в Нидерландах можно смотреть по 60 фильмов в день. Казалось бы, это так удобно – смотреть кино, не выходя из дома. Но люди, которые так делают, очень скоро начинают чувствовать себя одинокими, покинутыми. Им не хватает общества.

Стеллинг рассказал, что в Нидерландах, как и во многих странах Европы, существует два вида кинотеатров. Это огромные мультиплексы, расположенные, как правило, на окраинах городов, где демонстрируются по большей части американские блокбастеры. И маленькие уютные киноклубы в центре города, где показывают арт-хаус, киноклассику. Там совсем другая атмосфера, иная публика. В основном это люди в возрасте за пятьдесят, и 65 процентов из них – женщины. Для них фильм – повод красиво одеться, выйти из дома, встретиться с друзьями, пообщаться. Люди знакомятся друг с другом в кинотеатре, завязываются романы, которые порой завершаются свадьбами.

Одна из целей нынешнего визита Йоса Стеллинга в Петербург – поддержка благотворительного центра «Антон тут рядом». После пресс-обеда его ждали в БДТ на репетицию спектакля «Язык птиц», в котором заняты актеры-аутисты.

По словам Зои Поповой, директора центра «Антон тут рядом», спектакль не социальный проект, а полноценное художественное произведение. У ребят, которые в нем заняты, есть творческий потенциал.

– Меня интересует эта проблема, – заметил Йос Стеллинг, – потому что я занимаюсь внутренним миром человека. Аутизм, на мой взгляд, не болезнь, а особенность психики, которая присутствует во многих из нас в той или иной степени.

Возможно, голландский режиссер снимет фильм об аутистах с участием российских актеров, с которыми он работает в последнее время весьма интенсивно.

К примеру, в его фильме 2007 года «Душка» главную роль сыграл Сергей Маковецкий. А в картине «Девушка и смерть», снятой в 2012 году, к Маковецкому добавились Леонид Бичевин и Рената Литвинова.

Вообще, по его мнению, актерское мастерство – это целиком и полностью прерогатива театра. Актер кино – совсем другая профессия. Господин Стеллинг проиллюстрировал свои слова, указав на скромно сидящего рядом сына Джозефа:

– Представьте, что я сниму его лицо крупным планом. И через пару секунд включу серьезную классическую музыку. Все решат, что он размышляет о чем-то. То же самое можно сделать при помощи освещения, движения камеры. В кино много способов заменить актерскую игру техническими средствами. Так что, на мой взгляд, актеров кино слишком уж превозносят...

Организаторы встречи уже нервно поглядывали на часы, но как было не спросить про Эрмитаж и коллекцию Рембрандта у автора самого известного фильма о жизни и творчестве великого художника?

В Эрмитаже режиссер бывал, и не раз, с коллекцией хорошо знаком. Полотна Рембрандта он впервые увидел в 8 лет, когда мама привела его в Рейкмузеум на большую выставку.

– Меня покорили не столько картины Рембрандта сами по себе, – вспомнил режиссер, – сколько лица людей, которые на них смотрели. И впоследствии я уже смотрел на шедевры художника глазами всех этих людей. Я понял, что в его живописи есть что-то по-настоящему религиозное. Прежде чем снимать фильм о Рембрандте, я полетел в Лондон, чтобы отправиться в Национальную галерею на встречу с его последним автопортретом, который меня вдохновлял. Прилетел в пятницу, но решил, что увижусь с картиной только в воскресенье, ровно в четыре часа. В субботу я бродил по галерее, но старательно избегал зала, где висел автопортрет. Я с трепетом ждал воскресенья. Незадолго до четырех уселся на стул, стоящий напротив картины. Я медленно поднимал глаза. И вот мы встретились взглядами. Мне показалось, что между нами возник контакт. Потом я снял фильм.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5608) от 17.12.2015.


Комментарии