С погодой повезло

На экраны вышел фильм Веры Глаголевой «Две женщины» – экранизация классической пьесы И. С. Тургенева «Месяц в деревне».

С погодой повезло | ФОТО kinopoisk.ru

ФОТО kinopoisk.ru

Этот фильм, несомненно, произведет самое благоприятное впечатление на тех, кто в любой авторской интерпретации классического произведения русской литературы склонен видеть «глумление над классикой». «Две женщины» решительно ни над чем не глумятся, напротив, они благовоспитанны, скромны до стыдливости и склонны поминутно делать всевозможные реверансы – отечественной традиции литературных экранизаций прежде всего.

«Две женщины», как говорилось в одной пьесе, «похожи на всех сразу»: тут и «Дворянское гнездо» Кончаловского, и «Обломов» с «Неоконченной пьесой» Михалкова, и опыты Сергея Соловьева, и с десяток иных киноповестей классом пониже – тех, где то тут, то там знай развеваются белоснежные кружевные занавески, уютный мирок старинной усадьбы погружен в сладкую дрему, березы шелестят, сквозь густую рожь идет некто в глубокой задумчивости, неяркое солнце бликует на старинном серебре, нежные завитки на тонких шеях дам треплет легкий зефир, а в блюдце с «кружовенным» вареньем дохнет неосторожная пчела. В первые пять минут фильма ностальгия по кинематографу 1970 – 1980-х годов обеспечена.

Но, честно сдав зачет на знание общих мест, фильм Веры Глаголевой не способен предложить ничего собственного, оригинального. В конце концов, экранизации прошлого века почитались шедеврами не только за порхающие занавески. Создается впечатление, что режиссер (одна из лучших актрис своего времени) пытается всеми силами доказать свое право на профессию и делает это тем решительным и наивным способом, который выдает если не дебютанта, то новичка. Она без устали монтирует, режет сцену пополам и снова монтирует. Словно боясь, что зритель заскучает, создает мельтешение красивых картинок (оператор Гинтс Берзиньш знает толк в томных пейзажах и рассеянном свете). Внимая тайным актерским желаниям, дает столько крупных планов (по большей части необязательных), что должно быть удовлетворено и самое непомерное тщеславие. Делает все, чтобы любой школьник, случись ему посетить «Двух женщин», аккуратно вывел бы в сочинении: «Природа словно вторила настроению героев», – поначалу там, изволите видеть, солнце, а потом сгущаются тучки, гром, молнии и дождик, но потом барометр снова покажет «ясно».

Но и переменчивость климата с дерганным монтажом можно было бы пережить, будь рассказанная история стоящей. Тургенев написал непростую пьесу. Легче всего из нее сделать пикантную, не лишенную приятности драму из жизни замужней дамы, ненароком влюбившейся в молоденького студента, – тут сладким может оказаться все, включая жгучие переживания. Это нередко так и играют – сладко до приторности. Но недаром Тургенева традиция отечественной драматургии объявляет едва ли не первым мастером подтекста. «Месяц в деревне» не слезливый дамский роман, а хроника катастрофы. Вместо «графини, которая изменившимся лицом бежит пруду», там героиня в отчаянии наблюдает распад собственной личности. Ольга Яковлева в свое время в спектакле Эфроса сыграла ужас утраты интеллигентности, Галина Тюнина в спектакле Сергея Женовача – ужас утраты рассудка.

Но «Две женщины» паче всех иных добродетелей ценят умеренность. Поэтому прекрасная собой барыня Наталья Петровна (Анна Астраханцева) умеренно страдает, неумеренно, впрочем, как-то уж слишком опытно кокетничает и красуется, то и дело одаривает окружающих принужденной улыбкой благородной жертвы, но хотя бы в истерику не впадает. Приманивший добрую половину публики в кинозал умопомрачительный англичанин Рэйф Файнс в роли платонического воздыхателя Ракитина весь фильм не в силах согнать с лица маску застывшей покорности и благожелательности, охотно ставит брови грустным домиком и смотрит с одинаковой рассеянной ласковостью на даму и на чашку чая (а ведь Файнс не из тех актеров, которых обычно можно упрекнуть в однообразности).

Вполне достойно выглядит молодое поколение в фильме – юная Вера (Анна Леванова) прелестна и как минимум порывиста, а студент Беляев (Никита Волков) выглядит юнцом, но вовсе не кретином (а ведь это очень непростая роль). Мастер-класс дают Александр Балуев в роли «еще-бы-чуть-чуть-и-обманутого» мужа (если и есть тут катастрофа – то его личная) и Сергей Юшкевич в роли язвительного доктора Шпигельского (цинизм выходит и с подробностями, и не без лиризма). Украшением фильма оказывается потешная гувернантка – в крохотной роли снялась известная французская актриса Сильви Тестю. Собственно, и все артисты выглядят украшениями фильма. Не более того.

А впрочем, погоды в деревне целый месяц стояли преимущественно прекрасные. Это утешает.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...