С погодой повезло

На экраны вышел фильм Веры Глаголевой «Две женщины» – экранизация классической пьесы И. С. Тургенева «Месяц в деревне».

С погодой повезло | ФОТО kinopoisk.ru

ФОТО kinopoisk.ru

Этот фильм, несомненно, произведет самое благоприятное впечатление на тех, кто в любой авторской интерпретации классического произведения русской литературы склонен видеть «глумление над классикой». «Две женщины» решительно ни над чем не глумятся, напротив, они благовоспитанны, скромны до стыдливости и склонны поминутно делать всевозможные реверансы – отечественной традиции литературных экранизаций прежде всего.

«Две женщины», как говорилось в одной пьесе, «похожи на всех сразу»: тут и «Дворянское гнездо» Кончаловского, и «Обломов» с «Неоконченной пьесой» Михалкова, и опыты Сергея Соловьева, и с десяток иных киноповестей классом пониже – тех, где то тут, то там знай развеваются белоснежные кружевные занавески, уютный мирок старинной усадьбы погружен в сладкую дрему, березы шелестят, сквозь густую рожь идет некто в глубокой задумчивости, неяркое солнце бликует на старинном серебре, нежные завитки на тонких шеях дам треплет легкий зефир, а в блюдце с «кружовенным» вареньем дохнет неосторожная пчела. В первые пять минут фильма ностальгия по кинематографу 1970 – 1980-х годов обеспечена.

Но, честно сдав зачет на знание общих мест, фильм Веры Глаголевой не способен предложить ничего собственного, оригинального. В конце концов, экранизации прошлого века почитались шедеврами не только за порхающие занавески. Создается впечатление, что режиссер (одна из лучших актрис своего времени) пытается всеми силами доказать свое право на профессию и делает это тем решительным и наивным способом, который выдает если не дебютанта, то новичка. Она без устали монтирует, режет сцену пополам и снова монтирует. Словно боясь, что зритель заскучает, создает мельтешение красивых картинок (оператор Гинтс Берзиньш знает толк в томных пейзажах и рассеянном свете). Внимая тайным актерским желаниям, дает столько крупных планов (по большей части необязательных), что должно быть удовлетворено и самое непомерное тщеславие. Делает все, чтобы любой школьник, случись ему посетить «Двух женщин», аккуратно вывел бы в сочинении: «Природа словно вторила настроению героев», – поначалу там, изволите видеть, солнце, а потом сгущаются тучки, гром, молнии и дождик, но потом барометр снова покажет «ясно».

Но и переменчивость климата с дерганным монтажом можно было бы пережить, будь рассказанная история стоящей. Тургенев написал непростую пьесу. Легче всего из нее сделать пикантную, не лишенную приятности драму из жизни замужней дамы, ненароком влюбившейся в молоденького студента, – тут сладким может оказаться все, включая жгучие переживания. Это нередко так и играют – сладко до приторности. Но недаром Тургенева традиция отечественной драматургии объявляет едва ли не первым мастером подтекста. «Месяц в деревне» не слезливый дамский роман, а хроника катастрофы. Вместо «графини, которая изменившимся лицом бежит пруду», там героиня в отчаянии наблюдает распад собственной личности. Ольга Яковлева в свое время в спектакле Эфроса сыграла ужас утраты интеллигентности, Галина Тюнина в спектакле Сергея Женовача – ужас утраты рассудка.

Но «Две женщины» паче всех иных добродетелей ценят умеренность. Поэтому прекрасная собой барыня Наталья Петровна (Анна Астраханцева) умеренно страдает, неумеренно, впрочем, как-то уж слишком опытно кокетничает и красуется, то и дело одаривает окружающих принужденной улыбкой благородной жертвы, но хотя бы в истерику не впадает. Приманивший добрую половину публики в кинозал умопомрачительный англичанин Рэйф Файнс в роли платонического воздыхателя Ракитина весь фильм не в силах согнать с лица маску застывшей покорности и благожелательности, охотно ставит брови грустным домиком и смотрит с одинаковой рассеянной ласковостью на даму и на чашку чая (а ведь Файнс не из тех актеров, которых обычно можно упрекнуть в однообразности).

Вполне достойно выглядит молодое поколение в фильме – юная Вера (Анна Леванова) прелестна и как минимум порывиста, а студент Беляев (Никита Волков) выглядит юнцом, но вовсе не кретином (а ведь это очень непростая роль). Мастер-класс дают Александр Балуев в роли «еще-бы-чуть-чуть-и-обманутого» мужа (если и есть тут катастрофа – то его личная) и Сергей Юшкевич в роли язвительного доктора Шпигельского (цинизм выходит и с подробностями, и не без лиризма). Украшением фильма оказывается потешная гувернантка – в крохотной роли снялась известная французская актриса Сильви Тестю. Собственно, и все артисты выглядят украшениями фильма. Не более того.

А впрочем, погоды в деревне целый месяц стояли преимущественно прекрасные. Это утешает.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.


Комментарии