С «Олимпа» на концерт

В концерте закрытия XXI международного фестиваля «Музыкальный олимп», состоявшемся в Большом зале Филармонии, приняли участие три американца – дирижер, сопрано, пианист – и один россиянин-скрипач.

С «Олимпа» на концерт | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Парад победителей международных музыкальных конкурсов – именно такой жанровый подзаголовок у этого популярного фестиваля – похож на заключительную часть Олимпиады, когда все состязания уже позади, осталось лишь поприветствовать победителей. А если учесть, что победители съезжаются в Петербург со всего мира, то организаторам стоило бы задуматься о каком-то праздничном уличном параде, чтобы город знал героев – своих и чужих, тут же становящихся своими.

В этом году в фестивале, программа которого включала пять концертов, приняли участие музыканты из России, США, Великобритании, Италии, Республики Корея, Израиля, Швейцарии, Австрии, ЮАР, Испании, Сингапура. Они представили восемнадцать престижных конкурсов, где были лауреатами первых премий. В программах концертов сочетаются выступления исполнителей на разных инструментах, включая и оперных певцов. И дирижируют олимпийскими концертами также победители конкурсов. Репертуар, как правило, тщательно обновляется, представляя радость для меломана, получающего возможность слушать подчас редко исполняемую классику разных стилей.

Программу какого дня ни возьмешь – везде работал принцип разнообразия. В концерте открытия звучали Концерт для гобоя с оркестром Ф. Гидаша, «Ночь в садах Испании» де Фальи, Третий фортепианный концерт Бартока, ну и под занавес – арии Моцарта, Россини и Доницетти. Это все равно как прийти в библиотеку и прочитать за один вечер несколько новелл разных авторов. Информационная ценность таких вечеров высока. Разнообразие стилей, помноженное на разных исполнителей, и дает тот эффект постоянного обновления, на энергии которого фестиваль держится уже больше двух десятилетий.

Молодые музыканты неуклонно демонстрируют стремление избавиться от рамок и стереотипов, усовершенствовать и модернизировать традицию. Так, американский пианист Эндрю Тайсон на заключительном концерте играл концерт Роберта Шумана в сокровенной, интимной, предельно лирической манере. На таком эмоциональном фоне «ответы» оркестра, ведомого колоритным молодым афроамериканским маэстро Джонатоном Хейвордом, звучали слишком громко, как будто не совсем в диалоге, зато высвечивали контраст между тихим художником и шумным миром. Скрипач Айлин

Притчин, выпускник нашей консерваторской школы-десятилетки, изумил тончайшими, упоительно красивыми романтическими пассажами в почти голливудском по стилистике Концерте для скрипки с оркестром Эриха Корнгольда, написанном в 1945 году. В его игре слышалось абсолютное слияние музыканта со своим инструментом, но и оркестр, заразившись выразительной игрой солиста, продемонстрировал звук ажурный и тонкий.

Под занавес на концерте закрытия сверкнула американка Эмали Савой (на снимке). Начав со сложнейшей арии Вителлии из «Милосердия Тита» Моцарта, в которой не обошлось без некоторых потерь, она продолжила выступление арией Саломеи из оперы «Иродиада» Массне. А завершила свой петербургский дебют певица бисом, в программе не обозначенном, – арией Джудитты Meine Lippen sie kussen so heiss из оперетты Легара «Джудитта». Мир надолго запомнил эту арию-песню после того, как Анна Нетребко в одном из своих европейских концертов снабдила этот номер смелыми танцами.

Эмали оказалась не менее смелой, найдя возможность потанцевать на пятачке филармонической сцены. Певица восхитила публику не только красотой своего тембрально богатого голоса с пленительным вибрато, но прежде всего высокой степенью свободы и искренности. Они не прикрывали ее технические несовершенства, но позволяли музыке проникать в сердца слушателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?