С «Олимпа» на концерт
В концерте закрытия XXI международного фестиваля «Музыкальный олимп», состоявшемся в Большом зале Филармонии, приняли участие три американца – дирижер, сопрано, пианист – и один россиянин-скрипач.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Парад победителей международных музыкальных конкурсов – именно такой жанровый подзаголовок у этого популярного фестиваля – похож на заключительную часть Олимпиады, когда все состязания уже позади, осталось лишь поприветствовать победителей. А если учесть, что победители съезжаются в Петербург со всего мира, то организаторам стоило бы задуматься о каком-то праздничном уличном параде, чтобы город знал героев – своих и чужих, тут же становящихся своими.
В этом году в фестивале, программа которого включала пять концертов, приняли участие музыканты из России, США, Великобритании, Италии, Республики Корея, Израиля, Швейцарии, Австрии, ЮАР, Испании, Сингапура. Они представили восемнадцать престижных конкурсов, где были лауреатами первых премий. В программах концертов сочетаются выступления исполнителей на разных инструментах, включая и оперных певцов. И дирижируют олимпийскими концертами также победители конкурсов. Репертуар, как правило, тщательно обновляется, представляя радость для меломана, получающего возможность слушать подчас редко исполняемую классику разных стилей.
Программу какого дня ни возьмешь – везде работал принцип разнообразия. В концерте открытия звучали Концерт для гобоя с оркестром Ф. Гидаша, «Ночь в садах Испании» де Фальи, Третий фортепианный концерт Бартока, ну и под занавес – арии Моцарта, Россини и Доницетти. Это все равно как прийти в библиотеку и прочитать за один вечер несколько новелл разных авторов. Информационная ценность таких вечеров высока. Разнообразие стилей, помноженное на разных исполнителей, и дает тот эффект постоянного обновления, на энергии которого фестиваль держится уже больше двух десятилетий.
Молодые музыканты неуклонно демонстрируют стремление избавиться от рамок и стереотипов, усовершенствовать и модернизировать традицию. Так, американский пианист Эндрю Тайсон на заключительном концерте играл концерт Роберта Шумана в сокровенной, интимной, предельно лирической манере. На таком эмоциональном фоне «ответы» оркестра, ведомого колоритным молодым афроамериканским маэстро Джонатоном Хейвордом, звучали слишком громко, как будто не совсем в диалоге, зато высвечивали контраст между тихим художником и шумным миром. Скрипач Айлин
Притчин, выпускник нашей консерваторской школы-десятилетки, изумил тончайшими, упоительно красивыми романтическими пассажами в почти голливудском по стилистике Концерте для скрипки с оркестром Эриха Корнгольда, написанном в 1945 году. В его игре слышалось абсолютное слияние музыканта со своим инструментом, но и оркестр, заразившись выразительной игрой солиста, продемонстрировал звук ажурный и тонкий.
Под занавес на концерте закрытия сверкнула американка Эмали Савой (на снимке). Начав со сложнейшей арии Вителлии из «Милосердия Тита» Моцарта, в которой не обошлось без некоторых потерь, она продолжила выступление арией Саломеи из оперы «Иродиада» Массне. А завершила свой петербургский дебют певица бисом, в программе не обозначенном, – арией Джудитты Meine Lippen sie kussen so heiss из оперетты Легара «Джудитта». Мир надолго запомнил эту арию-песню после того, как Анна Нетребко в одном из своих европейских концертов снабдила этот номер смелыми танцами.
Эмали оказалась не менее смелой, найдя возможность потанцевать на пятачке филармонической сцены. Певица восхитила публику не только красотой своего тембрально богатого голоса с пленительным вибрато, но прежде всего высокой степенью свободы и искренности. Они не прикрывали ее технические несовершенства, но позволяли музыке проникать в сердца слушателей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5718) от 08.06.2016.
Комментарии