С тех пор пингвины летают

В Петербурге прошел III БТК-фест: «Фестиваль актуальных кукол». В этом году его главной темой стало словечко «фрик». Фрики - это чудаки, странные, эксцентричные люди.

С тех пор пингвины летают | Сизиф даже сыграл на «гармошке», составленной из капроновых голов с разными выражениями лиц: оскал, ухмылка, смех и ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сизиф даже сыграл на «гармошке», составленной из капроновых голов с разными выражениями лиц: оскал, ухмылка, смех и ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

В сущности, все кукольники - немного фрики. На фестивале было показано семнадцать спектаклей из десяти стран мира - с чудесными историями зрители познакомились благодаря стараниям арт-директора фестиваля Анны Ивановой-Брашинской. Она лично приглашает всех участников и отбирает достойные постановки.

Первую историю, которую мне удалось увидеть, поведал нидерландский кукольник бразильского происхождения Дудо Пайва. Он известен на весь мир как создатель поролоновых кукол в человеческий рост; у них худые бесполые тела, лысые головы и осмысленные глаза. Техника, которую использует Дудо Пайва, - диссоциативное кукловождение - предполагает одновременное расположение нескольких кукол в руках и на теле артиста. Этому нигде не учат, поэтому Дудо Пайва сам ездит по миру и дает коллегам мастер-классы.

Его спектакль «Слепой», которым в Большом театре кукол открылся фестиваль, основан на личном опыте. Однажды во время болезни Дудо Пайва потерял зрение и вынужден был взаимодействовать с внешним миром посредством других органов чувств. Его лечили традиционные доктора, шаманы и целители. Свои страдания и попытки их преодолеть он выразил в страшном и завораживающем спектакле.

Все действо - непрерывная борьба с демонами. Артист появился на сцене как будто горбатым, казалось, его тело покрыто опухолями и наростами. Постепенно из этих наростов начинали один за другим вылезать поролоновые уродцы... Дудо Пайва покидали силы, но не вдохновение. Он обращался со злыми куклами, как Квазимодо с колоколами, повинными в его глухоте: с пониманием и прощением. В этом его секрет исцеления - принять свою болезнь, приручить ее и в один прекрасный день просто позволить ей покинуть твое тело раз и навсегда. Сейчас Дудо Пайва абсолютно здоров. И потрясающе талантлив.

Камерный спектакль словенского режиссера Матийи Сольце «Счастливые кости» был сыгран в театре Karlsson Haus. Режиссер сидел за столом и общался со зрителями от лица перчаточной плюшевой панды. Поначалу все было мило и забавно, дети смеялись, взрослые удивлялись. Пока панда не заговорил о смерти.

«Я - кукла и не могу умереть, а ты - человек - можешь!». На столе появился гробик. Герой немедленно сообщил, что там лежит его друг и надо его кремировать. Из гробика заструился дым, а Матийя стал одну за другой вытаскивать оттуда кости причудливых форм, напоминающие части скелета доисторического ящера или птицы. Все эти кости, как сообщил артист, привезены из разных стран; из них он делает кукол, самостоятельно или в соавторстве с другими режиссерами-кукольниками. В России Сольце работал вместе с Евгением Ибрагимовым (он поставил в БДТ им. Г. А. Товстоногова детский спектакль «Когда я стану маленьким»).

На сцене Большого театра кукол Матийя Сольце показал свою музыкальную постановку KAR, созданную с труппой чешского театра Fekete Seretlek a studio Damuza. Аббревиатура означает «Каренина». Никто не собирался пересказывать роман Толстого с помощью кукол. Напротив, от кукол отказались и визуальным эффектам предпочли звуковые и музыкальные.

По замыслу словенского выдумщика, шесть музыкантов изобразили жизнь русского общества через разновидности застолий: поминки, светское чаепитие, пьянка Вронского в кабаке... Играли с помощью предметов, разложенных на столе: бокалы, чашки, вилки и прочая утварь. Режиссер говорил, что эта история о хрупкости и беззащитности. Мужчина слаб, женщина беззащитна. Музыка их связала - в том числе музыка совместной трапезы. Удивительно, но спектакль получился действительно пронзительным.

Назвать фриком героя следующего спектакля никак нельзя. Спектакль «Я, Сизиф» сделали две болгарские художницы - Мариета Голомехова и Веселка Кунчева. На сцене находился один актер, с трудом толкающий вперед большие камни. К его ступням и запястьям были привязаны куклы с длинными телами; эти куклы легко растягивались, потому как сделаны из обычных капроновых колготок. Их было так много, будто каждая мысль героя порождала такое вот существо.

Этот спектакль - попытка человека преодолеть свои страхи и комплексы, сбросить груз одиночества, который мешает быть счастливым и свободным. В финале темное пространство озарилось светом. Исчезли камни и капроновые куклы. Сизиф остался один в лучах прожекторов.

Хотелось бы посмотреть больше спектаклей, ведь каждый был явлением, петербургскими зрителями прежде не виданным. Особенно жалею о том, что не увидела историю про отважного пингвина, поставленную Анной Ивановой-Брашинской и Александрой Пантелеевой: спектакль французской компании «Самолет» называется «С тех пор».

Там идет речь о том, как один пингвин полетел. Потому что его друг оказался в беде. Надо полагать, с тех пор ради настоящей дружбы пингвины летают...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5805) от 10.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.