С тех пор пингвины летают

В Петербурге прошел III БТК-фест: «Фестиваль актуальных кукол». В этом году его главной темой стало словечко «фрик». Фрики - это чудаки, странные, эксцентричные люди.

С тех пор пингвины летают | Сизиф даже сыграл на «гармошке», составленной из капроновых голов с разными выражениями лиц: оскал, ухмылка, смех и ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сизиф даже сыграл на «гармошке», составленной из капроновых голов с разными выражениями лиц: оскал, ухмылка, смех и ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

В сущности, все кукольники - немного фрики. На фестивале было показано семнадцать спектаклей из десяти стран мира - с чудесными историями зрители познакомились благодаря стараниям арт-директора фестиваля Анны Ивановой-Брашинской. Она лично приглашает всех участников и отбирает достойные постановки.

Первую историю, которую мне удалось увидеть, поведал нидерландский кукольник бразильского происхождения Дудо Пайва. Он известен на весь мир как создатель поролоновых кукол в человеческий рост; у них худые бесполые тела, лысые головы и осмысленные глаза. Техника, которую использует Дудо Пайва, - диссоциативное кукловождение - предполагает одновременное расположение нескольких кукол в руках и на теле артиста. Этому нигде не учат, поэтому Дудо Пайва сам ездит по миру и дает коллегам мастер-классы.

Его спектакль «Слепой», которым в Большом театре кукол открылся фестиваль, основан на личном опыте. Однажды во время болезни Дудо Пайва потерял зрение и вынужден был взаимодействовать с внешним миром посредством других органов чувств. Его лечили традиционные доктора, шаманы и целители. Свои страдания и попытки их преодолеть он выразил в страшном и завораживающем спектакле.

Все действо - непрерывная борьба с демонами. Артист появился на сцене как будто горбатым, казалось, его тело покрыто опухолями и наростами. Постепенно из этих наростов начинали один за другим вылезать поролоновые уродцы... Дудо Пайва покидали силы, но не вдохновение. Он обращался со злыми куклами, как Квазимодо с колоколами, повинными в его глухоте: с пониманием и прощением. В этом его секрет исцеления - принять свою болезнь, приручить ее и в один прекрасный день просто позволить ей покинуть твое тело раз и навсегда. Сейчас Дудо Пайва абсолютно здоров. И потрясающе талантлив.

Камерный спектакль словенского режиссера Матийи Сольце «Счастливые кости» был сыгран в театре Karlsson Haus. Режиссер сидел за столом и общался со зрителями от лица перчаточной плюшевой панды. Поначалу все было мило и забавно, дети смеялись, взрослые удивлялись. Пока панда не заговорил о смерти.

«Я - кукла и не могу умереть, а ты - человек - можешь!». На столе появился гробик. Герой немедленно сообщил, что там лежит его друг и надо его кремировать. Из гробика заструился дым, а Матийя стал одну за другой вытаскивать оттуда кости причудливых форм, напоминающие части скелета доисторического ящера или птицы. Все эти кости, как сообщил артист, привезены из разных стран; из них он делает кукол, самостоятельно или в соавторстве с другими режиссерами-кукольниками. В России Сольце работал вместе с Евгением Ибрагимовым (он поставил в БДТ им. Г. А. Товстоногова детский спектакль «Когда я стану маленьким»).

На сцене Большого театра кукол Матийя Сольце показал свою музыкальную постановку KAR, созданную с труппой чешского театра Fekete Seretlek a studio Damuza. Аббревиатура означает «Каренина». Никто не собирался пересказывать роман Толстого с помощью кукол. Напротив, от кукол отказались и визуальным эффектам предпочли звуковые и музыкальные.

По замыслу словенского выдумщика, шесть музыкантов изобразили жизнь русского общества через разновидности застолий: поминки, светское чаепитие, пьянка Вронского в кабаке... Играли с помощью предметов, разложенных на столе: бокалы, чашки, вилки и прочая утварь. Режиссер говорил, что эта история о хрупкости и беззащитности. Мужчина слаб, женщина беззащитна. Музыка их связала - в том числе музыка совместной трапезы. Удивительно, но спектакль получился действительно пронзительным.

Назвать фриком героя следующего спектакля никак нельзя. Спектакль «Я, Сизиф» сделали две болгарские художницы - Мариета Голомехова и Веселка Кунчева. На сцене находился один актер, с трудом толкающий вперед большие камни. К его ступням и запястьям были привязаны куклы с длинными телами; эти куклы легко растягивались, потому как сделаны из обычных капроновых колготок. Их было так много, будто каждая мысль героя порождала такое вот существо.

Этот спектакль - попытка человека преодолеть свои страхи и комплексы, сбросить груз одиночества, который мешает быть счастливым и свободным. В финале темное пространство озарилось светом. Исчезли камни и капроновые куклы. Сизиф остался один в лучах прожекторов.

Хотелось бы посмотреть больше спектаклей, ведь каждый был явлением, петербургскими зрителями прежде не виданным. Особенно жалею о том, что не увидела историю про отважного пингвина, поставленную Анной Ивановой-Брашинской и Александрой Пантелеевой: спектакль французской компании «Самолет» называется «С тех пор».

Там идет речь о том, как один пингвин полетел. Потому что его друг оказался в беде. Надо полагать, с тех пор ради настоящей дружбы пингвины летают...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5805) от 10.10.2016.


Комментарии