С крыши все виднее

В галерее Art of Foto открылась выставка Вадима Левина, Игоря Смольникова и Романа Землячева «Санкт-Петербург. Взгляд сверху». Авторы фотографировали город с крыш домов – знаменитых и малоизвестных, снимали в необычных ракурсах узнаваемые здания, искали новые панорамы Петербурга начала XXI века.

С крыши все виднее | Вид крыши доходного дома Императорского коммерческого училища (Загородный пр., 13). <br>ФОТО предоставлено галереей Art of Foto

Вид крыши доходного дома Императорского коммерческого училища (Загородный пр., 13).
ФОТО предоставлено галереей Art of Foto

Все снимки сделаны на широкоформатную черно-белую пленку и отпечатаны вручную. На наш вопрос, почему на этикетках с информацией о месте съемки и об истории зданий нет имени автора, куратор выставки Юрий Опря напомнил о дуэте писателей Ильи Ильфа и Евгений Петрова... Фотографы вместе ходили по крышам, сообща искали точку съемки, и не так важно, кто именно нажимал на спуск.

Как заметил Роман Землячев, все восхождения совершались легально, фотографы никаких замков не ломали. Гидом по старому Петербургу стал для них краевед Роман Везенин, иногда помогали жители домов. Чтобы попасть на крышу Зимнего дворца и Инженерного замка, авторы направляли официальные письма и терпеливо ждали разрешения.

На вернисаже один петербургский художник напомнил, что произведения искусства делятся на две группы – предназначенные для рассматривания и для созерцания. Это относится и к фотографиям Левина – Смольникова – Землячева. Созерцать можно невскую панораму, снятую ими с крыши Зимнего дворца, Михайловский сад и крыши Инженерного замка, Конюшенное ведомство и набережные реки Мойки – с дома Адамини. Это вечный классический Петербург, очищенный от людских толп и суеты.

Для рассматривания интересны фотографии, сделанные с крыш домов на Загородном проспекте и улицах Рубинштейна и Марата. Башня на Пяти углах, «дом Довлатова», шатер с модерновыми масками на доходном доме Императорского коммерческого училища, плотная застройка с мансардами и дворами-колодцами – символы города времен первоначального накопления капитала.

Авторы напоминают о некоторых персонажах, связанных с этими домами. Цинковые маски для шатров на Загородном пр., 13, создавал слесарный мастер Генрих Миттельбергер. Дом с печными трубами на улице Марата, 30, принадлежал Арнольду Шауфельбергеру, российскому банкиру и золотопромышленнику начала ХХ века. В 1924 году он попал на Соловки и позже на Западе создал мемуары о своей лагерной жизни.

Грустно выглядят панорамы, сделанные на Васильевском острове и Московском проспекте. На них хорошо видно, как грубо вторглись в исторические панорамы жилой комплекс «Финансист» и бизнес-центр «Биржа», как портит облик города плотная высокая застройка так называемой Измайловской перспективы.

Трио фотографов намерено продолжить проект, посвященный Петербургу. Готовятся выставки «Взгляд снизу» и «Взгляд изнутри». А «Взгляд сверху» открыт по 17 июля 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5726) от 21.06.2016.


Комментарии