С крыши все виднее

В галерее Art of Foto открылась выставка Вадима Левина, Игоря Смольникова и Романа Землячева «Санкт-Петербург. Взгляд сверху». Авторы фотографировали город с крыш домов – знаменитых и малоизвестных, снимали в необычных ракурсах узнаваемые здания, искали новые панорамы Петербурга начала XXI века.

С крыши все виднее | Вид крыши доходного дома Императорского коммерческого училища (Загородный пр., 13). <br>ФОТО предоставлено галереей Art of Foto

Вид крыши доходного дома Императорского коммерческого училища (Загородный пр., 13).
ФОТО предоставлено галереей Art of Foto

Все снимки сделаны на широкоформатную черно-белую пленку и отпечатаны вручную. На наш вопрос, почему на этикетках с информацией о месте съемки и об истории зданий нет имени автора, куратор выставки Юрий Опря напомнил о дуэте писателей Ильи Ильфа и Евгений Петрова... Фотографы вместе ходили по крышам, сообща искали точку съемки, и не так важно, кто именно нажимал на спуск.

Как заметил Роман Землячев, все восхождения совершались легально, фотографы никаких замков не ломали. Гидом по старому Петербургу стал для них краевед Роман Везенин, иногда помогали жители домов. Чтобы попасть на крышу Зимнего дворца и Инженерного замка, авторы направляли официальные письма и терпеливо ждали разрешения.

На вернисаже один петербургский художник напомнил, что произведения искусства делятся на две группы – предназначенные для рассматривания и для созерцания. Это относится и к фотографиям Левина – Смольникова – Землячева. Созерцать можно невскую панораму, снятую ими с крыши Зимнего дворца, Михайловский сад и крыши Инженерного замка, Конюшенное ведомство и набережные реки Мойки – с дома Адамини. Это вечный классический Петербург, очищенный от людских толп и суеты.

Для рассматривания интересны фотографии, сделанные с крыш домов на Загородном проспекте и улицах Рубинштейна и Марата. Башня на Пяти углах, «дом Довлатова», шатер с модерновыми масками на доходном доме Императорского коммерческого училища, плотная застройка с мансардами и дворами-колодцами – символы города времен первоначального накопления капитала.

Авторы напоминают о некоторых персонажах, связанных с этими домами. Цинковые маски для шатров на Загородном пр., 13, создавал слесарный мастер Генрих Миттельбергер. Дом с печными трубами на улице Марата, 30, принадлежал Арнольду Шауфельбергеру, российскому банкиру и золотопромышленнику начала ХХ века. В 1924 году он попал на Соловки и позже на Западе создал мемуары о своей лагерной жизни.

Грустно выглядят панорамы, сделанные на Васильевском острове и Московском проспекте. На них хорошо видно, как грубо вторглись в исторические панорамы жилой комплекс «Финансист» и бизнес-центр «Биржа», как портит облик города плотная высокая застройка так называемой Измайловской перспективы.

Трио фотографов намерено продолжить проект, посвященный Петербургу. Готовятся выставки «Взгляд снизу» и «Взгляд изнутри». А «Взгляд сверху» открыт по 17 июля 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5726) от 21.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?