С миру по музыке

На открытии XVI фестиваля «Международная неделя консерваторий» в Большом зале Филармонии были исполнены Первая симфония и Первый виолончельный концерт Шостаковича, а также редкая гостья на филармонической сцене - очаровательная ранняя до-мажорная месса Spaur Моцарта.

С миру по музыке | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Пока историческое здание, а вместе с ним и новое казарменное пристанище Консерватории на ул. Глинки стоят в пыльных лесах в ожидании светлого будущего (возвращения старого дома, а вместе с ним и внушительного расширения площадей по новому адресу), старейший музыкальный вуз России вот уже второй раз получает право открывать свой фестиваль на главной филармонической сцене города. При этом вновь собирая участников из разных городов и стран. Бессменный худрук фестиваля Лидия Волчек в нынешнем нервном внешнеполитическом контексте явно претендует на звание посла мира, делая музыку своим дипломатическим орудием.

Как и в прошлые годы, богатая программа «Недели консерваторий» предлагает ежедневные концерты музыки не только академической, но и других традиций (джаз, фолк, этно) на разных площадках города днем и вечером. А также мастер-классы с зарубежными участниками, творческие встречи, российские и мировые премьеры. При монолитном внешнем каркасе внутреннее наполнение фестиваля ежегодно меняется. В этом году, связанном со 125-летием со дня рождения Сергея Прокофьева, на одном из монографических концертов будет представлен многожанровый портрет этого выдающегося выпускника Петербургской консерватории, включая мировую премьеру студенческих фортепианных фуг юного композитора. А 28 октября в Эрмитажном театре состоится петербургская премьера оперы «Король Лир» Сергея Слонимского.

В программу концерта открытия по контрасту к музыке Шостаковича была включена почти не исполняющаяся здесь месса Spaur, или «короткая месса» до-мажор Моцарта 1776 года. Студенческие оркестр и хор под управлением Василия Синайского исполнили ее очень близко к стилю - камерно, мягко, деликатно, с должным мистическим трепетом в минорной части. Подобрался изящный квартет молодых солистов со звонкими и сочными голосами. Так Консерватория показала свои традиционно сильные стороны: культуру оркестровой игры, хоровые традиции и представителей самого сильного и востребованного факультета - вокального, поставляющего городу и миру великолепных певцов. Ранняя светлая музыка зальцбургского гения оказалась очень по нутру петербургским студентам.

Хорошо отрепетированной слушалась и Первая симфония Шостаковича, в которой композитор выступил прямым наследником традиций эпического русского симфонизма, преемником Лядова и Римского-Корсакова с их любовью к сказкам и былинам. Хотя сквозь диковинные, сумрачные звуковые ландшафты в симфонии пророчески проглядывает и другой Шостакович, чутко фиксировавший сейсмическую активность эпохи.

В знаменитом Первом виолончельном концерте (1959 год написания) студенты, к сожалению, не преодолели школьного уровня. А сочинение требовало не только технической, но и содержательной осмысленности, творческой зрелости, которой оркестранты, увы, не блеснули. Здесь Дмитрий Дмитриевич рассуждает уже на экзистенциальные темы человека и толпы, личности и власти, жизни и смерти. Свое веское музыкантское «слово» в концерте, разумеется, сказал солист - Давид Герингас, литовский виолончелист, отметивший в этом году 70-летие. Выпускник Московской консерватории по классу Мстислава Ростроповича, он с давних пор является желанным гастролером в нашем городе. Вручение ему диплома и мантии почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории стало главным акцентом концерта открытия. Степень напряжения в финале оказалась настолько высокой, что струна не выдержала и, раскаленная, лопнула. Добродушная публика интеллигентно заполнила «техническую паузу» аплодисментами, покорно дождавшись возвращения артиста на сцену.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5816) от 25.10.2016.


Комментарии