С милым рай и на Чукотке. «Девчонку на миллион» показали в Театре музыкальной комедии

Премьера мюзикла «Девчонка на миллион» по мотивам фильма «Начальник Чукотки» (1967) стала на сцене Театра музыкальной комедии тройным дебютом для Максима Леонидова, выступившего как композитор, арт-продюсер и исполнитель одной из главных ролей. Режиссером-постановщиком выступил Андрей Носков.

С милым рай и на Чукотке. «Девчонку на миллион» показали в Театре музыкальной комедии | ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Это второй после «Канкана» спектакль в Театре музыкальной комедии, поставленный по мотивам кинофильма, популярного много лет назад. При этом оба ремейка оказались далеки от своих экранных оригиналов. В «Девчонке на миллион» главному герою поменяли пол, и место актера Михаила Кононова, сыгравшего в фильме Виталия Мельникова простодушного юного писаря Алешу Бычкова, заняла Анастасия Глазкова, которую в первом премьерном показе сыграла и спела солистка Вера Свешникова. Сильно изменился в новом «Начальнике Чукотки» и облик персонажа, сыгранного Максимом Леонидовым, - коллежский регистратор, бывший царский таможенник Тимофей Иванович Храмов из ушлого старика-хозяйственника превратился в высокого брюнета с прядью серебристой седины и нескрываемыми барскими замашками. В финале эти герои - юная простосердечная Глазкова и барин Храмов - становятся парой, нашедшей семейное счастье.

Возникновение «Канкана» в афише Театра музыкальной комедии показалось органичным и даже само собой разумеющимся, благо с этим танцем завсегдатаи хорошо знакомы по опереттам. А вот «Девчонка на миллион», в которую превратился «Начальник Чукотки», очень удивила. Как выяснилось, сюжет был предложен дирекции Театра музкомедии самим Максимом Леонидовым, увидевшим в старой комедии «авантюрную, полную приключений историю».

После премьерного просмотра «Девчонки на миллион» захотелось посмотреть оригинал. И оказалось, что сценарный текст в мюзикле в значительной степени сохранен. Изменился возраст еще одного героя - чукчи Вуквутагина, который стал маленьким Вовкой. По новому сценарию, в одном из эпизодов ему пришлось выполнять явно не свойственную этому возрасту роль кого-то вроде свахи, когда главную героиню решили познакомить с потенциальными мужьями, устроив смотрины. Особенно странно было слышать рекомендации юного героя: «И будешь ты ему рожать, рожать, рожать и рожать детей». Мальчик этот добавил мюзиклу статус «семейного», для юного героя даже написана песня о том, как, по мнению маленького чукчи, устроен мир.

Так или иначе, но, судя по реакции зала, история «девчонки», решившей устанавливать советскую власть на Чукотке, не оставила публику равнодушной. Более того, после нашумевшего российского мюзикла «Белый. Петербург» она показалась развитием темы истории России. А «Начальник Чукотки» раскрывал важный эпизод из отечественной истории - формирование новой советской страны, связывая в узел множество мотивов, которые сегодня прозвучали как-то особо звонко, с резонансом. Взять хотя бы главную тему - мечту превратить Чукотку в «цветущий регион»...

Самая же животрепещущая тема о личном и общественном счастье прозвучала в мюзикле в тот момент, когда комсомолка Глазкова не смогла остаться с любимым Храмовым в благополучном Сан-Франциско, потому что ей нужно было отдать заработанный миллион государству. Оно ответило ей, разумеется, «шишем с маслом». В зале смеются, когда слышат из уст Глазковой: «А что я скажу в Смольном?».

С легкостью сценарист «Девчонки на миллион» ввинтил в уста французского купца и фразу об угрозе санкций... При немалом количестве острых тем музыка в «Девчонке на миллион» показалась чересчур скромной, бесконечно лирично-ностальгичной, взращенной на матрицах песен 1960-х, вокального ансамбля «Манхэттен трансфер», «Парохода» Утесова, Гарика Сукачева и мультяшных злодеев.

Театр музкомедии уже несколько лет назад взял курс на освоение мирового мюзиклового репертуара. Мюзиклов к настоящему моменту написано уже много, о чем завсегдатай этого театра может узнавать из программ гала-концертов «Хиты Бродвея» и «Хиты Бродвея-2». Но, для того чтобы заполучить на родную сцену какую-нибудь зарубежную штучку вроде «Ребекки», «Анастасии», «Дракулы», да и много чего еще, нужен очень серьезный бюджет и миллион прочих сложностей, а значит, большие риски.

В такой ситуации, конечно, стоит поискать таланты, выросшие на родной сторонке. Тем более что тенденция развития российского мюзикла усиливается с каждым годом. Фигура Максима Леонидова в этом контексте вызывает большой интерес. Поколение, чья юность пришлась на вторую половину 1980-х, прекрасно помнит бравую ленинградскую четверку бит-квартета «Секрет» и песни одна интереснее другой. С участием «Секрета» был снят и музыкальный фильм «Как стать звездой», который сегодня воспринимается кинопамятником ленинградской культуры конца 1980-х. Но история «Секрета» в определенный момент прервалась, а сегодня, к радости их поклонников, медленно, но верно возобновляется. Вот уже Максим Леонидов рассказывает о планах создания фильма, в основу которого ляжет история этих русских «Битлз».

Артист успел зарекомендовать себя в последние годы и как участник ряда мюзикловых проектов. «Девчонка на миллион» во многом рассчитана на участие Леонидова, который, бесспорно, приковывает внимание зала, главным образом когда поет. Он написал для себя несколько номеров, среди которых есть и аттракционный - скороговорка, где он перечисляет народы Севера. Есть песня с блатным душком, когда и сам певец вольно или невольно переходит в регистр Сукачева. Есть и проникновенная балладная исповедь, и любовный дуэт. Но в драматической игре персонажу Леонидова не хватало стилистической определенности: и не благородный герой, и не комический старик. Хотя в этом тоже можно при желании найти правду человека, потерявшегося во времени. Но чего не доставало мюзиклу, так это колорита, динамики и характера в музыке. Слишком елейно-романсовым получилось доминирующее настроение спектакля.

Однако большей части публики зрелище, кажется, пришлось по душе, все были готовы жалеть главного героя и радовались хеппи-энду. Не могли не понравиться зрителям и красочные многослойные декорации, особенно звездочки на северном небе, светившие все первое действие. А вот кому куда захотелось рвануть вслед за героями из унылого, кишащего беспризорниками Петрограда - в неоновый рай Сан-Франциско или в бодрый неустроенный романтизм морозной Чукотки, как сделала Анастасия Глазкова, а вслед за ней и ее любимый, останется на совести каждого зрителя.

#Театр музыкальной комедии #мюзикл #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «С милым рай и на Чукотке».


Комментарии