С Малером на одной волне

Маэстро Юрий Темирканов впервые выступил с немецким баритоном Маттиасом Гёрне на сцене Большого зала Филармонии, исполнив вокальный цикл «Песни об умерших детях» Малера. В том же концерте прозвучала «Павана на смерть инфанты» Равеля, словно бы предварив сложную тему произведения Малера, а также Первая симфония австрийского гения, в которой композитор еще был полон радужных надежд.

С Малером на одной волне  | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

Юрий Темирканов не раз признавался в интервью, что его мечтой является исполнение всех симфоний Густава Малера. Мечты пока остаются мечтами, но малеровская коллекция маэстро год за годом неторопливо растет. Пять лет назад цикл «Песни об умерших детях» был исполнен Темиркановым с выдающимся американским баритоном Томасом Хэмпсоном, и это стало одним из лучших событий того сезона.

Сегодня лидером по исполнению симфоний Малера в Петербурге можно признать Валерия Гергиева, хотя сезон на сезон не приходится. К Малеру подбирается и Теодор Курентзис, который на минувшем Дягилевском фестивале в Перми продирижировал его Пятой симфонией, и слушавшие это исполнение (среди которых был, например, композитор Леонид Десятников) сочли его абсолютным шедевром, даже новым словом в истории многочисленных интерпретаций этого произведения.

Симфонии симфониями, но особая статья – песни, для которых нужны вокалисты высочайшей пробы. И Томас Хэмпсон, и тем более немец Маттиас Гёрне – из этого немногочисленного ряда. В послужном списке Гёрне, непревзойденного мастера в области камерно-вокального исполнительства, – записи едва ли не всех песен Шуберта и Шумана, кантат Баха, арий Моцарта, арий немецких композиторов разных веков. Малера среди его записей совсем немного, и неспроста. Певец признался, что Малер – венец, плоть от плоти австрийской ментальности, которая, по его словам, очень отличается от ментальности немецкой. Судя по теплой эмоциональной окраске рассказа Гёрне, австрийская ментальность ему очень близка.

Близка она, вероятно, и нашему Юрию Хатуевичу, который чувствует Малера настолько глубоко, насколько возможно. И Гёрне уловил это с первых тактов на первой же репетиции, о чем признался по ее завершении: «Я понял, что мы с маэстро Темиркановым на одной волне, нам не надо было друг другу долго объяснять, чего мы хотим добиться от исполнения этой музыки». Репетиций было всего две, а на концерте казалось, будто дирижер и певец исполняют этот очень непростой цикл уже не первый раз.

Сложность цикла «Песни об умерших детях» на стихи Ф. Рюккерта находится не только в области вокально-инструментальной техники, хотя, разумеется, и в ней тоже. Невероятно сложно рассказать слушателю о том, что находится за пределами нот и слов, поскольку речь идет о смерти, да еще смерти детей. Известно, что Малер задумал этот цикл задолго до того, как трагедия пришла в его дом. Когда же смерть унесла одну из дочерей, его супруга Альма Малер укоряла композитора в том, что он притянул смерть созданием этого цикла.

Сладко и мучительно было слушать Маттиаса Гёрне на концерте в Большом зале Филармонии. Певец с его мягчайшим, обволакивающим тембром выбрал максимально сокровенный, исповедальный регистр, чтобы передать слушателю свою правду о том, о чем написал Малер. Преобладающая тихая, «пианная», в крайнем случае «меццо-фортовая» динамика вкупе с предельно экспрессивным произнесением каждой буквы рождали ощущение ухода в иное измерение. Ухода, чтобы найти ответ на мучительный вопрос, откуда такая несправедливость, почему жизнь не сумела победить. В то же время прорисовывалась попытка понять и принять метафизику смерти.

Оркестр, ведомый маэстро Темиркановым, творил чудеса, создавая тончайшие, почти мистические переливы тембра, словно озвучивая невозможное, находя бесплотные симфонические аналоги тишине и молчанию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5576) от 29.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.