С Малером на одной волне

Маэстро Юрий Темирканов впервые выступил с немецким баритоном Маттиасом Гёрне на сцене Большого зала Филармонии, исполнив вокальный цикл «Песни об умерших детях» Малера. В том же концерте прозвучала «Павана на смерть инфанты» Равеля, словно бы предварив сложную тему произведения Малера, а также Первая симфония австрийского гения, в которой композитор еще был полон радужных надежд.

С Малером на одной волне  | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой Филармонии

Юрий Темирканов не раз признавался в интервью, что его мечтой является исполнение всех симфоний Густава Малера. Мечты пока остаются мечтами, но малеровская коллекция маэстро год за годом неторопливо растет. Пять лет назад цикл «Песни об умерших детях» был исполнен Темиркановым с выдающимся американским баритоном Томасом Хэмпсоном, и это стало одним из лучших событий того сезона.

Сегодня лидером по исполнению симфоний Малера в Петербурге можно признать Валерия Гергиева, хотя сезон на сезон не приходится. К Малеру подбирается и Теодор Курентзис, который на минувшем Дягилевском фестивале в Перми продирижировал его Пятой симфонией, и слушавшие это исполнение (среди которых был, например, композитор Леонид Десятников) сочли его абсолютным шедевром, даже новым словом в истории многочисленных интерпретаций этого произведения.

Симфонии симфониями, но особая статья – песни, для которых нужны вокалисты высочайшей пробы. И Томас Хэмпсон, и тем более немец Маттиас Гёрне – из этого немногочисленного ряда. В послужном списке Гёрне, непревзойденного мастера в области камерно-вокального исполнительства, – записи едва ли не всех песен Шуберта и Шумана, кантат Баха, арий Моцарта, арий немецких композиторов разных веков. Малера среди его записей совсем немного, и неспроста. Певец признался, что Малер – венец, плоть от плоти австрийской ментальности, которая, по его словам, очень отличается от ментальности немецкой. Судя по теплой эмоциональной окраске рассказа Гёрне, австрийская ментальность ему очень близка.

Близка она, вероятно, и нашему Юрию Хатуевичу, который чувствует Малера настолько глубоко, насколько возможно. И Гёрне уловил это с первых тактов на первой же репетиции, о чем признался по ее завершении: «Я понял, что мы с маэстро Темиркановым на одной волне, нам не надо было друг другу долго объяснять, чего мы хотим добиться от исполнения этой музыки». Репетиций было всего две, а на концерте казалось, будто дирижер и певец исполняют этот очень непростой цикл уже не первый раз.

Сложность цикла «Песни об умерших детях» на стихи Ф. Рюккерта находится не только в области вокально-инструментальной техники, хотя, разумеется, и в ней тоже. Невероятно сложно рассказать слушателю о том, что находится за пределами нот и слов, поскольку речь идет о смерти, да еще смерти детей. Известно, что Малер задумал этот цикл задолго до того, как трагедия пришла в его дом. Когда же смерть унесла одну из дочерей, его супруга Альма Малер укоряла композитора в том, что он притянул смерть созданием этого цикла.

Сладко и мучительно было слушать Маттиаса Гёрне на концерте в Большом зале Филармонии. Певец с его мягчайшим, обволакивающим тембром выбрал максимально сокровенный, исповедальный регистр, чтобы передать слушателю свою правду о том, о чем написал Малер. Преобладающая тихая, «пианная», в крайнем случае «меццо-фортовая» динамика вкупе с предельно экспрессивным произнесением каждой буквы рождали ощущение ухода в иное измерение. Ухода, чтобы найти ответ на мучительный вопрос, откуда такая несправедливость, почему жизнь не сумела победить. В то же время прорисовывалась попытка понять и принять метафизику смерти.

Оркестр, ведомый маэстро Темиркановым, творил чудеса, создавая тончайшие, почти мистические переливы тембра, словно озвучивая невозможное, находя бесплотные симфонические аналоги тишине и молчанию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5576) от 29.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?