С лапшой в коробочке

Как уже знают наши читатели, в Петербурге проходит II летний фестиваль искусств «Точка доступа», который продлится до 7 августа.

С лапшой в коробочке | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Первой фестивальной премьерой был спектакль «Сталкеры». Публике предстояло провести два часа в мрачных и сырых катакомбах лютеранской церкви. В заполненной водой чаше оставшегося с советских времен бассейна трое актеров разыграли продолжение известного фильма Андрея Тарковского. Текст каждого из героев написал один из драматургов: Мария Зелинская – Сталкера, Максим Курочкин – Профессора, Алексей Слюсарчук – Писателя. Идея создать продолжение истории, рассказанной братьями Стругацкими, принадлежит Александру Машанову, Борису Павловичу и Жене Анисимову, каждый из них и режиссер и исполнитель одной из ролей.

Декорации заброшенных катакомб вполне соответствуют атмосфере той самой Зоны. Откуда-то сверху доносились заглушаемые шумом воды церковные песнопения. Сидящие в холодном зале зрители приготовились ловить каждое слово. Предстоял спор о вере и ответ на вопрос, адресованный Богом человеку: «Ты мне доверяешь?». Если да – переступи через свой страх и дойди до цели.

Борис Павлович (Профессор) в смешной шапочке, с ранцем на плечах вел себя так естественно, будто вовсе не играл. Можно было подумать, что он на ходу импровизировал. Он долго рассуждал о двух книгах Стругацких – «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров» и двух экранизациях – Алексея Германа и Федора Бондарчука. Писатель Александра Машанова был немногословен, говорил о человеческом горе, которое неизбежно, и о напрасных надеждах, из которых состоит жизнь. От его слов становилось еще холоднее.

Но когда начинал свою партию Сталкер Жени Анисимова, все тревоги и сомнения рассеялись сами собой. На протяжении всего спектакля он пытался вселить веру в души своих собеседников – и зрителей, конечно.

Сталкер хотел объяснить что-то важное про счастье: «Когда человек достигает высшей точки высшего его предназначения...». И опустил голову в воду. Не договорил. Он вообще многое недосказывал, этот Сталкер. «Вы Бога умом понять хотите, и говорить с ним пытаетесь, и думаете: он молчит, а он нам постоянно что-то сказать стремится...». Но, видимо, недоговаривает...

Определенной смелости потребовал от зрителей и другой спектакль фестиваля. Первая в России постановка пьесы Бертольда Брехта «Разговоры беженцев» состоялась на Финляндском вокзале. Художественный руководитель постановки Константин Учитель ранее водил зрителей по «Маршруту «Старухи» – по адресам рассказа Даниила Хармса.

Действие написанной в 1940 – 1941 годах пьесы Бертольда Брехта происходит на Центральном вокзале Хельсинки – выбор места для петербургской премьеры был продиктован текстом.

У входа на вокзал каждый зритель получил наушники в обмен на памятку с правилами поведения и программку с перечислением благодарностей целому ряду сотрудников РЖД. Организовать променад в общественном месте повышенной опасности совсем не просто.

Минут пятнадцать зрители наматывали круги на перроне, стараясь не упустить из виду человека с красным флажком и не потерять нить диалога, который вели между собой герои Циффель (Максим Фомин) и Калле (Сергей Волков). Люди на вокзале жили своей жизнью, а двое артистов, затерявшихся в толпе, ничем не привлекали внимания пассажиров.

В зале ожидания было спокойнее, хотя народ также приходил семьями, с сумками. Полсотни людей в наушниках, занявших почти все свободные стулья, кажется, никого не удивляли. На нас не реагировали. Актеры сразу же слились с толпой. Максим Фомин подошел к стойке кафе, купил лапшу в коробочке, Сергей Волков приобрел что-то в автомате... Друзья просто сели перекусить, никому и в голову не пришло прислушиваться, о чем они говорят. Мы же внимательно слушали: «В наш век незначительные люди исчезают с лица земли...».

Постепенно и происходящее вокруг начало восприниматься как часть спектакля – вокзальная сутолока стала фоном, простые люди – статистами. Потом человек с красным флажком провел зрителей в зал-экспресс, откуда отъезжают поезда в Хельсинки. Пока мы шли по улице, Калле и Циффель говорили про ужасы концентрационных лагерей. Нелегко было одновременно следить за артистами, слушать их разговор и не отвлекаться на внешние факторы.

Вместе с актерами мы шесть раз подряд поднялись и спустились по лестнице – туда, где надпись «Столовая» и плакат с панорамным видом на Эрмитаж. Герои обсудили идею расовой исключительности. Утомленные подъемом зрители прислушивались к страшным словам: «Нефть дороже крови». Сердце быстро билось от усталости, от волнения. В привокзальном кафе друзья взяли по бутылочке прохладительного напитка и обсудили социализм.

«Мне надоело быть добродетельным, полным самоотречения, – говорил Циффель. – Мой друг, я не желаю становиться героем». Это было написано в самом разгаре эпохи, требовавшей от людей героизма. А им хотелось просто жить – на родине, в своем доме, и чтобы любимые были рядом. Но они были странниками, без паспортов и места жительства, всего лишь случайные попутчики. Встретились, поговорили и растворились в суете вокзала.

Как хорошо было вернуться домой после спектакля!

На следующий вечер во дворе Феодоровского собора участники спектакля «НеПрикасаемые» говорили о том, что им некуда возвращаться. Но это уже совсем другая история.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5759) от 05.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...