С камнем на дерево
В Большом дворе Зимнего дворца установлена скульптура «Идеи из камня - 1372 кг света» итальянского художника Джузеппе Пеноне. Эта акция является частью эрмитажной программы показа искусства в общественных пространствах и одновременно предваряет выставку «Арте повера. Творческий прорыв», которая откроется в музее в середине мая.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Джузеппе Пеноне, которому в день вернисажа исполнился 71 год, был одним из лидеров движения «Арте повера (Бедное искусство)». Оно появилось в Италии 50 лет назад как ответ американскому поп-арту и просуществовало до начала 1970-х годов. Художники этого движения отказывались от высокотехнологичных материалов в пользу бедных и «неэстетичных». Пеноне выбрал для себя дерево и камень. Сначала исследовал их природные свойства, например, как песок, поднимаемый речным течением, может обтачивать камень. Или препарировал огромные стволы старых деревьев, находя внутри фрагменты их молодости - сучки и тонкие ветки. Потом искал в природе «человеческое», находя сходство между корой и кожей, ветвями и частями тела, стволом и торсом.
Примерно 30 лет назад он стал создавать из бронзы скульптуры большого размера в виде стволов деревьев, на которых висят камни. Эти объекты, обычно выставляемые в открытых пространствах, чаще всего в парках, являются тонкой интеллектуальной игрой: природа и рукотворное подражание ей, влияние человека на органический мир. А также - размышление о времени с помощью вечного камня, бронзы, стареющей по-разному в зависимости от окружающего климата, и недолговечного дерева. Бронзовые деревья принесли Пеноне мировую славу, в его послужном списке - «Скульптурный проект Мюнстер» (1987), Венецианская биеннале (2007), кассельская «Документа» (2012), персональная выставка в парках Версаля (2013).
Объект «Идеи из камня - 1372 кг света» создан в 2010 году. Как пояснил автор, скульптура является образом «жизненной силы, энергии дерева, противостоящей силе гравитации». В Большом дворе Зимнего дворца бронза Пеноне вступает в диалог как с натуральными деревьями, так и с барочными фасадами здания, в которых использованы растительные мотивы.
Цифра 1372 кг - это не вес пяти камней, а метафора тяжести. На самом деле общий вес объекта - 4,3 тонны, внутри него и под землей спрятан мощный каркас, который позволяет выдержать ураганный ветер.
После вернисажа на встрече со зрителями, заполнившими большой атриум Главного штаба, Пеноне спросили о том, как он видит свое место в искусстве. Он ответил, что груз наследия велик, особенно если вы родились и живете в Италии. А еще его давно интересуют русская классическая литература - Достоевский и Толстой, французское искусство... Выход один - идентифицировать себя как творца.
Материалы рубрики
Восстановленные львы Московского парка Победы снова разрушаются
В центре «Эрмитаж — Казань» представят выставку «Александр Македонский. Путь на Восток»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии