С Чайковским и без Чайковского

Сегодня, 7 мая (по новому стилю), исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В этот день в Мариинском театре на его основной сцене покажут балет «Лебединое озеро», а на Новой сцене – оперу «Евгений Онегин».

С Чайковским и без Чайковского | Еще при жизни Петру Ильичу приходилось позировать скульпторам. Например, И. Я. Гинцбургу для портрета-статуэтки. 8 декабря 1892 г., Петербург.<br>ФОТО А. НАСВЕТЕВИЧА (из архива редакции)

Еще при жизни Петру Ильичу приходилось позировать скульпторам. Например, И. Я. Гинцбургу для портрета-статуэтки. 8 декабря 1892 г., Петербург.
ФОТО А. НАСВЕТЕВИЧА (из архива редакции)

Спектакли и концерты с пометкой «К 175-летию П. И. Чайковского» идут в Мариинском начиная с 25 апреля – даты рождения композитора по старому стилю. Слушателям представили коллекцию произведений композитора, собранную в репертуаре театра. Кроме «Евгения Онегина» в новой постановке Алексея Степанюка на свет извлекли «Иоланту» в постановке Мариуша Трелиньского, «Мазепу» в исторических декорациях в постановке Ильи Шлепянова, возобновленную Юрием Лаптевым. Из балетов показывают еще «Драгоценности» в хореографии Баланчина, где финальная часть «Бриллианты» идет под музыку Третьей симфонии Чайковского, а также гала-концерт артистов балета на музыку юбиляра. Будет много камерных концертов в камерных залах Новой сцены Мариинского театра, в которых примут участие представители разных поколений певцов. С 6 на 7 мая прошла «Ночь Чайковского», где звучали камерные вокальные и инструментальные сочинения, фрагменты опер.

Из эксклюзивных событий – визит итальянского дирижера Джанандреа Нозеда, который выступил с Четвертой симфонией и Серенадой для струнного оркестра в Концертном зале Мариинского театра. Квартет им. Ойстраха представил программу из трех струнных квартетов Чайковского. Приглашен и американский дирижер Джеймс Конлон дирижировать Концертом для скрипки с оркестром.

А 1 мая в рамках Пасхального фестиваля здесь выступили Денис Мацуев и Валерий Гергиев с тремя концертами Петра Ильича (Третий – одночастный, неоконченный, написанный в последний год жизни).

Премьера в год 175-летия назначена на открытие фестиваля «Звезды белых ночей»: это будет «Пиковая дама» в постановке Алексея Степанюка. Менять время от времени дизайн одних и тех же опер, наверное, неплохо, но у Чайковского есть и другие не поставленные в Мариинском. Среди них, к примеру, «Орлеанская дева», «Опричник» или абсолютная редкость – «Ундина», его вторая опера (к сожалению, сохранившаяся лишь фрагментарно, поскольку композитор уничтожил партитуру после того, как ее отверг «синклит дирижеров Императорских театров»).

В Филармонии масштаб не в пример скромнее, зато изящнее: в день рождения по новому стилю исполнят Третью сюиту, Концерт для скрипки и Торжественный коронационный марш, написанный к вступлению на престол Александра III. Позже на фестивале «Музыкальная коллекция» Николай Луганский сыграет «Времена года», дирижер Ян-Паскаль Тортелье – «Итальянское каприччио», а наш петербургский маэстро Александр Дмитриев сопоставит стили современников Чайковского и Брамса.

Поговаривают, что ко Дню города готовится нечто более грандиозное типа «Чайковский-шоу» с салютами и фейерверками на одной из открытых площадок города, но подробности будут известны незадолго до события.

Формальности соблюдены: спектаклей и концертов с пометкой «к 175-летию П. И. Чайковского» немало, отчитаться перед общественностью и прочими инстанциями не составит труда. Да и что еще нужно народу, чтобы вспомнить великого композитора, кроме как день за днем слушать его музыку? К чему излишества в виде открытия неизвестных страниц творчества, конференций, неожиданных ракурсов известных страниц, постановки биографии Чайковского в более широкий мировой контекст... Да мало ли чего еще можно придумать и изобрести, но нам по-деловому дают понять, что все и без того уже давно хорошо известно.

Неужели не интересно задаться вопросами, разделив их не между собой в кабинетах, а с широким слушателем, например, почему Чайковский написал «Иоланту» и «Мазепу»? В чем заключается петербургский миф «Пиковой дамы» и «Спящей красавицы»? Что скрывает черно-белая история «Лебединого озера»? Каковы связи композитора с французской и итальянской культурами, что открыл композитор в своем оперно-балетном творчестве для поколения символистов, за что должны благодарить Чайковского мирискусники, Бенуа и Дягилев? А сколько прозрений на тему метафизики смерти можно обнаружить почти во всех сочинениях композитора! Сотни любопытнейших вопросов, предполагающих еще более ошеломляющие ответы.

Понятно, что Чайковский был, есть и будет с нами, его вписали в идентификационную парадигму официального искусства еще сталинские идеологи. По этому поводу в свое время ернически высказался Дмитрий Шостакович в своем саркастичном «Антиформалистическом райке», где товарищ Тройкин заявлял: «Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков, /вы музыкальны, изящны, стройны. /Глинка, Чайковский, Римский-Корсaков, /вы мелодичны, красивы, звучны». Случись подобный юбилей, скажем, Баха, в Германии – об этом бы знали везде, в филармониях были бы выпущены бесплатные брошюры, буклеты с сопроводительными комментариями видных музыковедов, не говоря о более популяризаторских маркетинговых ходах. У нас же почему-то считают, что об интерактивности события заботиться необязательно: народ и так все проглотит за милую душу.

Понятно, что на дворе тяжелые экономические времена и не до жиру, но не все же измеряется деньгами, есть ведь еще символический капитал в головах. Но о чем говорить, если единственный в городе памятник Чайковскому (не считая надгробного в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), на котором была табличка «выпускнику Ленинградской консерватории», находился в углу фойе театра Консерватории, а после демонтажа на пару с Рубинштейном и другими увезен в неизвестном направлении. А ведь Петр Ильич был первым выпускником-композитором старейшего вуза страны.

Зато в юбилейный год Чайковского городу преподнесли подарок в виде начала грандиозной стройки новой станции метро в районе Театральной площади. Левое крыло Мариинского театра огорожено забором: там расположилась грозная строительная техника. Дорога между Мариинским театром и Консерваторией урезана вдвое, поэтому летом, в период пика туристического сезона, в период фестиваля «Звезды белых ночей», жителей и гостей города ждет транспортный коллапс. Консерватория же огорожена полностью: там наконец начался долгожданный ремонт. На время ремонта все обитатели знаменитого здания переехали как-то удивительно бесшумно в соседнее здание по ул. Глинки, 2...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5453) от 07.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...