С Чайковским и без Чайковского

Сегодня, 7 мая (по новому стилю), исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В этот день в Мариинском театре на его основной сцене покажут балет «Лебединое озеро», а на Новой сцене – оперу «Евгений Онегин».

С Чайковским и без Чайковского | Еще при жизни Петру Ильичу приходилось позировать скульпторам. Например, И. Я. Гинцбургу для портрета-статуэтки. 8 декабря 1892 г., Петербург.<br>ФОТО А. НАСВЕТЕВИЧА (из архива редакции)

Еще при жизни Петру Ильичу приходилось позировать скульпторам. Например, И. Я. Гинцбургу для портрета-статуэтки. 8 декабря 1892 г., Петербург.
ФОТО А. НАСВЕТЕВИЧА (из архива редакции)

Спектакли и концерты с пометкой «К 175-летию П. И. Чайковского» идут в Мариинском начиная с 25 апреля – даты рождения композитора по старому стилю. Слушателям представили коллекцию произведений композитора, собранную в репертуаре театра. Кроме «Евгения Онегина» в новой постановке Алексея Степанюка на свет извлекли «Иоланту» в постановке Мариуша Трелиньского, «Мазепу» в исторических декорациях в постановке Ильи Шлепянова, возобновленную Юрием Лаптевым. Из балетов показывают еще «Драгоценности» в хореографии Баланчина, где финальная часть «Бриллианты» идет под музыку Третьей симфонии Чайковского, а также гала-концерт артистов балета на музыку юбиляра. Будет много камерных концертов в камерных залах Новой сцены Мариинского театра, в которых примут участие представители разных поколений певцов. С 6 на 7 мая прошла «Ночь Чайковского», где звучали камерные вокальные и инструментальные сочинения, фрагменты опер.

Из эксклюзивных событий – визит итальянского дирижера Джанандреа Нозеда, который выступил с Четвертой симфонией и Серенадой для струнного оркестра в Концертном зале Мариинского театра. Квартет им. Ойстраха представил программу из трех струнных квартетов Чайковского. Приглашен и американский дирижер Джеймс Конлон дирижировать Концертом для скрипки с оркестром.

А 1 мая в рамках Пасхального фестиваля здесь выступили Денис Мацуев и Валерий Гергиев с тремя концертами Петра Ильича (Третий – одночастный, неоконченный, написанный в последний год жизни).

Премьера в год 175-летия назначена на открытие фестиваля «Звезды белых ночей»: это будет «Пиковая дама» в постановке Алексея Степанюка. Менять время от времени дизайн одних и тех же опер, наверное, неплохо, но у Чайковского есть и другие не поставленные в Мариинском. Среди них, к примеру, «Орлеанская дева», «Опричник» или абсолютная редкость – «Ундина», его вторая опера (к сожалению, сохранившаяся лишь фрагментарно, поскольку композитор уничтожил партитуру после того, как ее отверг «синклит дирижеров Императорских театров»).

В Филармонии масштаб не в пример скромнее, зато изящнее: в день рождения по новому стилю исполнят Третью сюиту, Концерт для скрипки и Торжественный коронационный марш, написанный к вступлению на престол Александра III. Позже на фестивале «Музыкальная коллекция» Николай Луганский сыграет «Времена года», дирижер Ян-Паскаль Тортелье – «Итальянское каприччио», а наш петербургский маэстро Александр Дмитриев сопоставит стили современников Чайковского и Брамса.

Поговаривают, что ко Дню города готовится нечто более грандиозное типа «Чайковский-шоу» с салютами и фейерверками на одной из открытых площадок города, но подробности будут известны незадолго до события.

Формальности соблюдены: спектаклей и концертов с пометкой «к 175-летию П. И. Чайковского» немало, отчитаться перед общественностью и прочими инстанциями не составит труда. Да и что еще нужно народу, чтобы вспомнить великого композитора, кроме как день за днем слушать его музыку? К чему излишества в виде открытия неизвестных страниц творчества, конференций, неожиданных ракурсов известных страниц, постановки биографии Чайковского в более широкий мировой контекст... Да мало ли чего еще можно придумать и изобрести, но нам по-деловому дают понять, что все и без того уже давно хорошо известно.

Неужели не интересно задаться вопросами, разделив их не между собой в кабинетах, а с широким слушателем, например, почему Чайковский написал «Иоланту» и «Мазепу»? В чем заключается петербургский миф «Пиковой дамы» и «Спящей красавицы»? Что скрывает черно-белая история «Лебединого озера»? Каковы связи композитора с французской и итальянской культурами, что открыл композитор в своем оперно-балетном творчестве для поколения символистов, за что должны благодарить Чайковского мирискусники, Бенуа и Дягилев? А сколько прозрений на тему метафизики смерти можно обнаружить почти во всех сочинениях композитора! Сотни любопытнейших вопросов, предполагающих еще более ошеломляющие ответы.

Понятно, что Чайковский был, есть и будет с нами, его вписали в идентификационную парадигму официального искусства еще сталинские идеологи. По этому поводу в свое время ернически высказался Дмитрий Шостакович в своем саркастичном «Антиформалистическом райке», где товарищ Тройкин заявлял: «Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков, /вы музыкальны, изящны, стройны. /Глинка, Чайковский, Римский-Корсaков, /вы мелодичны, красивы, звучны». Случись подобный юбилей, скажем, Баха, в Германии – об этом бы знали везде, в филармониях были бы выпущены бесплатные брошюры, буклеты с сопроводительными комментариями видных музыковедов, не говоря о более популяризаторских маркетинговых ходах. У нас же почему-то считают, что об интерактивности события заботиться необязательно: народ и так все проглотит за милую душу.

Понятно, что на дворе тяжелые экономические времена и не до жиру, но не все же измеряется деньгами, есть ведь еще символический капитал в головах. Но о чем говорить, если единственный в городе памятник Чайковскому (не считая надгробного в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), на котором была табличка «выпускнику Ленинградской консерватории», находился в углу фойе театра Консерватории, а после демонтажа на пару с Рубинштейном и другими увезен в неизвестном направлении. А ведь Петр Ильич был первым выпускником-композитором старейшего вуза страны.

Зато в юбилейный год Чайковского городу преподнесли подарок в виде начала грандиозной стройки новой станции метро в районе Театральной площади. Левое крыло Мариинского театра огорожено забором: там расположилась грозная строительная техника. Дорога между Мариинским театром и Консерваторией урезана вдвое, поэтому летом, в период пика туристического сезона, в период фестиваля «Звезды белых ночей», жителей и гостей города ждет транспортный коллапс. Консерватория же огорожена полностью: там наконец начался долгожданный ремонт. На время ремонта все обитатели знаменитого здания переехали как-то удивительно бесшумно в соседнее здание по ул. Глинки, 2...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5453) от 07.05.2015.


Комментарии