Искусство отправляется с берегов Невы в Амстердам

В наступившем году выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» отмечает десятилетие. За это время здесь было показано шестнадцать масштабных экспозиций, в числе которых «Петр Первый. Великий реформатор», «Екатерина Великая», «Александр, Наполеон и Жозефина. Рассказ о дружбе, войне и искусстве», «Рубенс, ван Дейк и Йорданс», «От Матисса до Малевича» и другие. Их увидели свыше 3,5 миллиона посетителей.

Искусство отправляется с берегов Невы в Амстердам | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Представительство главного российского музея в Нидерландах начинает год с масштабной выставки «Сокровищница! Шедевры из Эрмитажа». Более трехсот экспонатов отправились с берегов Невы на берега Амстела, чтобы показать зрителям многообразие музейного собрания.

Шедевры живописи, скульптуры, прикладного искусства представлены в диалоге друг с другом и демонстрируют принцип формирования коллекций Эрмитажа за время его существования.

Самый большой раздел - шедевры, предназначенные для сравнения. Здесь великолепные образцы живописи: «Мадонна с младенцем под яблоней» Лукаса Кранаха-старшего и «Мадонна с младенцем и ангелом» кисти Лоренцо Лотто (на снимке); «Обнаженная женщина» школы Леонардо да Винчи и «Обнаженная женщина» Анри Матисса; «Святой Георгий, убивающий дракона» Якопо Тинторетто и русская икона «Чудо Георгия о змие» первой половины XVI в.; «Завтрак» Диего Веласкеса и «Трапеза в Эммаусе» Якопо да Эмполи Кименти (XVII в.).

Всего в разделе 17 пар экспонатов. Они вступают в отношения друг с другом. Возникает диалог исторических эпох, художественных стилей и направлений, сопоставление сюжетов, деталей, сравнение авторских манер.

Другой раздел представляет энциклопедическое искусство в музее.

Основа собрания Эрмитажа заложена Екатериной Великой в 1764 году покупкой значительной коллекции произведений живописи из коллекции Иоганна Эрнеста Гоцковского. Кроме картин Екатерина II приобретала выдающуюся скульптуру, резные камни, редкие монеты. В созданной при императрице Галерее драгоценностей размещались изысканные ювелирные изделия.

Собирательство произведений искусства стало делом всей династии российских императоров. Каждый из них, исходя из собственных вкусов и текущих художественных тенденций, внес свой вклад в приумножение одной из лучших сокровищниц Европы.

Экспонаты выставки объединены эпохами и составляют своеобразную «хронику искусств». Первый по хронологии - палеолитическая женская статуэтка из известняка, или Костенковская Венера, созданная 23 000 лет назад. Среди уникальных произведений бронзовые фигурки животных и людей из Бамборского клада VI - V вв. до н. э.; редчайший миниатюрный древнеримский сосуд из сардоникса (I в.); египетская лампа из горного хрусталя (вторая половина X в.) в драгоценной европейской оправе; всемирно известный Фрайбургский крест (последняя четверть XIII в.); роскошное музыкальное бюро с Аполлоном работы знаменитого Давида Рентгена (около 1784 г.); многие другие раритеты.

Отдельные «кабинеты» заняли тематические коллекции. Так, шедевры западноевропейской живописи представляют: «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена, «Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара, «Портрет Николая Рококса» Антониса ван Дейка, «Закат солнца» Каспара Давида Фридриха, другие картины.

В состав выставки вошли графические произведения, исполненные Рембрандтом, Дюрером, Дюмустье. О богатстве и разнообразии эрмитажного собрания рассказывают изделия из серебра, стекла, фарфора, бронзы, камня, предметы мебели, образцы оружия и доспехи, нумизматические памятники.

Как отмечает Михаил Пиотровский, будучи энциклопедическим музеем, Эрмитаж может позволить себе в амстердамском центре любой диалог, любую универсальную выставку. Юбилейная - тому пример. В ее создании был задействован весь музей, все научные отделы. Зритель сможет проследить историю искусств: между самым ранним экспонатом - Костенковской Венерой - и «Лебедем», созданным нашим современником Яном Фабром.

Возник диалог шедевров, в котором зрителю предлагается принять участие, попробовать самостоятельно оценить многогранность коллекции Эрмитажа - музея, коллекция которого может служить пособием по истории искусства. Истории искусства, написанной на русском языке.

#Эрмитаж #музей #Амстердам

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6373) от 05.02.2019 под заголовком «С берегов Невы на берега Амстела».


Комментарии