С ароматом попкорна

В Михайловском театре прошла премьера оперы «Севильский цирюльник» Россини в постановке швейцарского режиссера Эрика Вижье.

С ароматом попкорна | Бульварные шутки превратили оперу в балаган. ФОТО предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Бульварные шутки превратили оперу в балаган. ФОТО предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Музыка «Севильского цирюльника» настолько прочно вошла в генетическую память нескольких поколений слушателей, что успех опере обеспечен почти в любой сценической аранжировке. Долгие десятилетия в советских музыкальных театрах, за нечастыми исключениями, только эта опера и была единственным представителем стиля Россини, задвинув остальные его шедевры, которых без малого четыре десятка. Не сходившая с афиш советских оперных театров, в виде фрагмента - выходной арии Розины - опера попала в фильм «Приходите завтра», где провинциалка Фрося Бурлакова с ее помощью демонстрирует свою богатую вокальную природу.

К счастью, сегодня массовый слушатель имеет возможность не только напевать про «Фигаро здесь и там», но и пойти в «Зазеркалье» на «Золушку», «Итальянку в Алжире» или раритетную «Газету», а в Мариинский - кроме «Севильского цирюльника» на «Путешествие в Реймс». Тоже, конечно, не разбежаться, но хоть что-то. Впрочем, и в мире мало театров, где идет много Россини. Фанаты композитора знают, что раз в году летом на его родине в Пезаро или в немецком городке Вильбаде проводятся грандиозные фестивали, где можно всласть наслушаться его музыки.

Малочисленность опер Россини в российских музыкальных театрах связана прежде всего с дефицитом виртуозных голосов, без которых недостижим настоящий стиль Пезарского Лебедя (композитор родился в Пезаро, отсюда и его прозвище). Не удалось избежать этой проблемы и на премьере в Михайловском театре. Впрочем, там вокальные проблемы - меньшее зло, главное - бульварные шутки, превратившие «Севильского» в трэшевый балаган.

Режиссер Эрик Вижье пошел по пути «чем грубее, тем понятнее». Эту бульварную грубость он упаковал в сладкие картонные севильские домики со светящимися окошечками. Постановщики решили придать зрелищу испанский национальный колорит (после многолетнего «евроремонта», усердно производимого с «фасадами» этой оперы многочисленными режиссерами по всему свету). Испанское чувствовалось и в костюмах, и в рисунке ролей, впрочем, заставляющих вспомнить и о комедийных мыльных операх. Уже не столько испанских, сколько американских, которые сегодня можно встретить на разных телеканалах. В них шутки подаются так нарочито, так прямолинейно, что плакать хочется.

По замыслу режиссера, в этой постановке Розина запросто может приложить крепким словцом. В сцене ее мимической перебранки с домоправительницей Бертой Розина попросту хамски толкает тетку, которая чуть не валится с ног.

Достоинство работы режиссера Вижье с артистами Михайловского театра состоит в проработке мелких деталей рисунка роли: мимики, гиперактивной жестикуляции, активности тела. Хотя всего этого было так много, словно постановщик рассчитывал на зрителей, не способных прожить без мелькания картинок на экране какого-нибудь гаджета. К тому же в зале Михайловского театра после лета появились мягкие кресла абрикосового цвета, которые напоминают о кинозале, где можно смело брать с собой попкорн и колу, а также надевать 3D-очки...

Эта Розина не скрывает, что истосковалась по крепкому красивому мужскому телу, томясь в доме своего опекуна доктора Бартоло, воплощенного опытным комическим басом Кареном Акоповым. Мечтой Розины, графом Альмавивой был назначен тенор Борис Степанов, одетый в белое для полного соответствия с идиомой «принц на белом коне». И петь он начал свою серенаду обворожительно, чувственно. Проблемы начались в темпах allegro и presto, на головокружительных пассажах, которые чуть не задушили певца, едва не захлебывавшегося в момент их исполнения. Его звук свободно лился в изумительно исполненных лирических частях арий, но все быстрые колоратурные эпизоды вызывали у слушателей лишь оцепенение. Вполне возможно, сказалось премьерное волнение, усталость от репетиционного периода, но не исключено, что предательски всплыли и недоработки выучки.

В финале первого действия граф Альмавива явился в дом Бартоло под видом пьяного солдафона, которому нацепили мощные бицепсы, вызывавшие у Розины любовную дрожь. Вместе с ним явилась и... горилла, придавшая испанской истории попкорновый аромат грубых американских комедий. Грубостью пахнуло и в финале второго действия, когда дон Базилио, учитель музыки Розины (бас Паата Бурчуладзе), отступает под натиском заговорщиков. Получив от Фигаро «на лапу», Базилио прикинулся заболевшим, зайдя в туалет и издав через динамики смачный диарейный звук. В зале даже не успели опомниться и громко, как планировалось, засмеяться.

Во втором действии публику ждал абсолютный сюрприз в виде «лица из телевизора» - поющего журналиста Андрея Караулова. Ведущий «Момента истины» выкатился вместе с арфой на урок пения, чтобы исполнить «вставную арию» совсем из другой оперы - романс «Не пробуждай воспоминаний». Говорят, что каждый последующий спектакль в этот момент будут появляться разные лица из телевизора, чтобы забавлять народ в мягких креслах...

Музыкальная сторона премьеры была если и не на «высокой высоте», то все же стремилась соответствовать темпоритмам и фактурам стиля. Вместо Михаила Татарникова, заявленного музыкальным руководителем постановки, вышел молодой Филипп Селиванов - брат солиста Мариинского театра Ильи Селиванова. В его энергичных и содержательных темпах певцы чувствовали себя вполне комфортно, не теряясь в ансамблях, получая, как показалось, свое законное исполнительское удовольствие.

#«Севильский цирюльник» #Эрик Вижье #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.