С нарастающим успехом проходит масштабная выставка Виктора Васнецова в Корпусе Бенуа Русского музея

Она приурочена к 175‑летию со дня рождения художника. Два новогодних дня, проведенных на экспозиции корреспондентами «Санкт-Петербургских ведомостей», инфопартнера юбилейного проекта, подтвердили: многие посетители хорошо знакомы с картинами художника, а некоторые приехали для того, чтобы их увидеть, из других регионов страны и даже из‑за границы.

С нарастающим успехом проходит масштабная выставка Виктора Васнецова в Корпусе Бенуа Русского музея | ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено Русским музеем

ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено Русским музеем

У кассы

Обычно среди пришедших на художественную выставку преобладают женщины, но в этот раз было непривычно много мужчин. Как рассказали старые друзья Константин и Антон, они с детства помнят издания русских народных сказок с иллюстрациями Васнецова и картины «Иван-царевич на Сером Волке» и «Баба-яга». Еще один посетитель говорит, что хочет посмотреть в оригинале на памятные по школьным учебникам картины Васнецова «Витязь на распутье» и «Три богатыря». Не поправляю посетителя: знаменитая картина художника называется «Богатыри». Народное название имеет полное право на существование, оно стало признаком суперпопулярности картины, показывающей былинные образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Именно это название использовали почти все отвечавшие на наши вопросы.

Васнецов2_Олег Золото преджоставлено.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено Русским музеем


В сборной группе школьников — гости из Алма-Аты, Вологды, Моск­вы. По словам Игоря, он мечтал увидеть картину «Три богатыря». Художницы София и Мария пришли на выставку, чтобы увидеть свою любимую картину «Аленушка». Медик Надежда и историк Михаил специально приехали из Тулы, чтобы посмотреть выставку Васнецова. Они не знали, что два зала посвящены религиозному искусству художника. Пожелал им новых, неожиданных впечатлений.

Из Дагестана приехали на новогодние каникулы Фатима и Зарема. И первым делом пришли в Русский музей посмотреть на любимую картину Васнецова «Аленушка». Лена и Алиса учатся в 190‑й гимназии с художественным уклоном и решили ознакомиться с творчеством знаменитого художника, о котором им рассказывали педагоги.

«Любим Русский музей и его выставки, — сказали мне петербурженки Татьяна и Елена. — На прошлой неделе ходили на выставку Карла Брюллова, теперь пришли на Васнецова, нам нравятся его картины».

Подруги Ольга, сотрудник МВД, и Алла, провизор, собирались в этот день в другой музей. Но в последний момент поменяли планы и пришли на Васнецова.

Им пришлось постоять около полутора часов в очереди на улице и еще почти столько же у кассы, ожидая, когда появятся билеты на следующие сеансы. Им еще повезло: на следующий день считанные билеты, оставшиеся от продажи онлайн, закончились за три часа до закрытия залов. Позже Ольга и Алла нашли меня на выставке и сообщили, что ничуть не пожалели о сделанном выборе.

Для справки: примерно 80 – 85 процентов посетителей приходят на выставку Васнецова с билетами, приобретенными заранее онлайн. Это становится нормой для суперпопулярных выставок Русского музея. Со времени эпохальной выставки Сурикова в тех же залах Корпуса Бенуа ­публика вне зависимости от своего возраста и компьютерной грамотности хорошо освоила проход по билету со штрих-кодом.

В залах

Посетители выставки Васнецова, что называется, в теме. Люди знают: картина «Один в поле воин» создана в начале Первой мировой войны, это метафорический образ героического русского воина. Молодой человек объясняет ­своей подруге, что в реальности скифы не могли сражаться со славянами, как изображено на картине Васнецова «Бой скифов со славянами». Художник хорошо знал историю Древней Руси: славян и скифов разделяли несколько веков, они не могли встретиться на поле брани. Но он выбрал именно такой образ как самый выразительный.

«Скажи, Ваня, настоящие богатыри», — слышу голос высокого статного мужчины, обращенный к сыну. Илья приехал из Подмосковья с пятилетним Иваном и Алексеем, которому два года. В разговоре со мной папа пояснил, что в Третьяковскую галерею посмотреть «Богатырей» все не удавалось сходить. А в Петербурге, в Русском музее — сразу весь Васнецов.

Роман из Колпина тщательно фотографировал картину «Витязь на распутье». Спрашиваю его, какую дорогу выберет персонаж этой знаменитой картины Васнецова. «Вперед в светлое будущее», — ответил молодой человек.

Юной Алисе, одиннадцати лет, больше всего понравилась картина с тремя богатырями. А вот предприниматель Алексей из Белоруссии любимой назвал картину «Иван Царевич на Сером Волке».

Замечаю, что многие посетители выставки подолгу рассмат­ривают экспрессивную картину «Воины Апокалипсиса» и читают пояснение к ней. История создания работы была драматичной для художника. Васнецов предложил «Воинов» для росписи Владимирского собора в Киеве. Но заказчики отклонили его замысел как непонятный верующим. «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть, нужно признать, что в старину люди были понятливее», — заметил художник в одном из писем. Сегодня в залах религиозного искусства не задают никаких вопросов. Публика погружена в общение с великим мастером.

Алена смотрела выставку, держа в руках крошечного младенца. «Александру всего 20 дней, но мне очень хотелось посмот­реть Васнецова», — объясняет она. В легком изумлении спрашиваю: «А что мальчику понравилось больше всего?». «Он затруднился в выборе, — поддерживает тон разговора мама, — но когда моей дочери Валерии было шесть месяцев, то ее больше всего впечатлили яркие краски на картинах Марка Шагала».

Алена видела картину «Царь Иван Васильевич Грозный» в Третьяковской галерее, но именно на выставке в Русском музее она смогла оценить ее настоящую силу и выразительность.

Двенадцатилетний Федор долго рассматривал портрет царя, а потом заметил: Грозный не выглядит очень грозным. Скорее, печальным. С ним согласилась Дарья, мама мальчика.

Москвичи Алиса и Марк работают в музеях, приехали на каникулы показать Петербург детям, Соне и Лене. Русский музей — главный пункт назначения в этой поездке.

«Как вам выставка?» — спрашиваю двух дам уже на выходе. «Великолепное впечатление, какое может быть еще!» — отвечают петербурженки Юлия Александровна и Тамара Григорьевна.

Читая отзывы

Книга отзывов с первой страницы полна благодарностей и восторгов. «Лучший подарок на Новый год от любимого Русского музея. Особенная благодарность — за залы с духовной, церковной живописью гения». «Очень вдохновляющая атмосферная выставка. Гениально передан русский национальный дух, прекрасны религиозные полотна». «До слез! Слез восторга!»

«Ваще обалденная выставка! Крутая и познавательная!» Прос­тим молодежный сленг автору отзыва, наверняка, юного возраста. Хорошо уже то, что он пришел на выставку Васнецова и дал себе труд ее посмотреть. Иллюстрация того, как музеи сегодня борются — и успешно — за молодого посетителя.

Продолжаю чтение: «Здесь Русский дух, // Здесь Русью пахнет. Огромное спасибо за выставку». «Многие полотна увидела впервые. Радость огромная!». «Спасибо, что влюбляете людей в творчество таких невероятных художников». «Праздник русской души! Космос!». «Спасибо за выставку, такую своевременную, вдохновляющую, воспитывающую. Отдельная благодарность за аудиогид». Кстати, количест­во пользующихся аудиогидами на выставке Васнецова заметно больше, чем на экспозиции Сурикова. Популярность таких помощников растет.

Короткий отзыв, который дорогого стоит: «Спасибо за выставку. Приморский край, город Большой Камень». От этого города, расположенного восточнее Владивостока, до Петербурга 10 тысяч километров и 7 часовых поясов.

Детской рукой старательно выведено: «Я устал, но было интересно. Перерисовывал картины Васнецова. Спасибо».

Для финала еще три взрослых отзыва. «Спасибо организаторам за чудесную возможность прикоснуться к миру гениального русского художника. Одухотворенность, добро и свет!» Оксана из Астрахани: «Выражаю огромную благодарность за возможность прикоснуться к великому искусству. Вы — потрясающие, как и картины». «Очень круто! И Васнецов, и оформление залов! Спасибо Русскому любимому музею».

Выходя в вестибюль Корпуса Бенуа, слышу такой разговор. «У нас билет на новогоднюю елку, — говорит мама маленькому сыну, который остановился у афиши с видом Баяна, — на Васнецова мы успеем, сходим обязательно».

Но время летит быстро. Лучше не откладывать поход на выставку, которая открыта по 23 июня.

Читайте также: 

В Михайловском замке представлены произведения академической живописи конца ХVІІІ - первой половины XIX века

В Корпусе Бенуа Русского музея работает выставка шести картин Андрея Васнецова (1924 – 2009)




#русский музей #выставка #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Влюбленные в Васнецова».


Комментарии