С гордостью и восхищением

Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в Корпусе Бенуа Русского музея открылась грандиозная выставка «Русская традиция» (6+). Этот многогранный проект рассказывает о том, как отечественные традиционные духовно-нравственные ценности нашли отражение в народном искусстве. Выставка уникальна и не имеет аналогов в музейном деле. Здесь встретились старинные праздничные костюмы, полотна художников XIX века, а также изысканное кружево и филигранная лаковая миниатюра, созданные нашими современниками, которые продолжают, а порой и возрождают знаменитые промыслы.

С гордостью и восхищением | ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

На вернисаже сотрудники Русского музея встречали гостей в кокошниках, украшенных тверским золотным шитьем, созданным современными мастерами — продолжателями народных традиций.

«Мы прекрасно понимаем, какие традиционные ценности, опорные для нашего человека, называем ценностями духовно-нравственными. Конечно, это семья, Родина, дом, материнство. Это, безусловно, опора на опыт и наследие прошлых поколений, на ощущение абсолютно неразрывной связи с нашей землей, с нашим жизненным укладом. И, конечно, на такие черты нашего национального характера, как гостеприимство, сострадание, душевная щедрость, трудолюбие. Все духовно-нравственные ценности отражаются через таланты наших мастеров в национальном искусстве», — отметила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она напомнила, что в этом году мы отмечаем очень важную для Петербурга и для всей российской культуры дату — двухсотлетие со времени окончания строительства Михайловского дворца, ныне главного здания Русского музея. «Мы подумали, что никакая монографическая выставка, даже главных гениев русской живописи, не может нам дать такое пространство пяти веков русского искусства, которое дает выставка «Русская традиция», — подчеркнула руководитель Русского музея.

Выставка4_Золото.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

Она добавила, что посетителей выставки «Русская традиция» ждет сенсация. В ходе подготовки проекта картина второй четверти XIX века «Кормилица с ребенком», прежде считавшаяся работой неизвестного художника, атрибутирована научными сотрудниками Русского музея как произведение Алексея Венецианова.

Анна Громова, председатель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, приветствуя создателей выставки, отметила колоссальную динамичную работу Русского музея, задающего тон всему музейному сообществу страны.

Приятным сюрпризом для гостей стал показ коллекции одежды «Луна влюблена» молодого, но уже известного петербургского дизайнера Елизаветы Пискуновой. Она получила возможность посетить богатейшие фонды Русского музея и познакомиться с традициями народного костюма. «В этой линии я обращаюсь к темам, над которыми работала и раньше: к границам между прошлым и настоящим, к знакам и корням. Коллекция соз­дана специально для выставки «Русская традиция», — рассказала Пискунова. — Мне было важно понять, как может выглядеть народная одежда, если смотреть на нее в настоящее время. Поэтому каж­дая вещь имеет связь с традицией: кружево, шитье, шнуровки, ластовицы, косоворотки, вышивки, обереги, набойки. И, конечно же, натуральные материалы». Коллекция Пискуновой была очень тепло встречена гостями.

Выставка3_Золото.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

Первые посетители выставки «Русская традиция» увидели, как работает Наталья Дмитриева, мастер ручной вышивки, руководитель фабрики «Крестецкая строчка». Этот знаменитый новгородский промысел возрождается благодаря усилиям петербургских меценатов.

Выставка2_Золото.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

Кураторы выставки Наталия Ковалева и Марина Сорокина провели для «Санкт-Петербургских ведомостей» небольшую экскурсию по выставке. Прежде всего они показали картину Венецианова «Кормилица с ребенком». В одном из произведений писателя Ивана Панаева говорится о том, что по праздникам кормилицы надевают камлотовый сарафан, обшитый галуном, кисейную рубашку и бархатный кокошник. Именно так выглядит персонаж на картине.

К лучшим образцам современного вологодского кружева относится скатерть «Царица» Татьяны Смирновой. Кружевной промысел возрождается и в Балахне Нижегородской области. Художница Алевтина Еремина представила скатерть «Кувшинки».

Светлана Бондарчук, мастер елецкого кружева, работала вместе с Вячеславом Зайцевым над коллекцией «Тайны гармонии». На выставке представлена скатерть Бондарчук.

Марина Сорокина пояснила, что при создании особо сложных кружев мастера используют до двух тысяч пар коклюшек.

Редко экспонируется картина Ивана Куликова «Огородницы», созданная в 1910 году. Наталия Ковалева отмечает, что, вопреки распространенному мнению, огородничество было не деревенским, а пригородным крестьянским занятием. Ростов Великий славился луком, Вязники — огурцами…

Лучшие в России валенки изготавливали в селе Кукмор в Респуб­лике Татарстан. Они обязательно украшались вышивкой с яркими красными завитками. Подобные валенки можно увидеть на картине Василия Сурикова «Взятие снежного городка».

Лидер среди лаковых миниатюр — шкатулка «Сказание о Петре и Февронии» Бориса Новоселова, ведущего художника Холуя. С помощью темперы, сусального золота и перламутра мастер создал сложную многофигурную композицию. Каждый материал лакировался отдельно, финишный общий слой тщательно отполирован.

Набор кукол «После венца» состоит из 21 куклы, они изображают приезд новобрачных, родственников жены с приданым и ее подруг в дом мужа. Эти игрушки сделаны в петербургском клубе «Параскева» на основании этнографических документов. «Куклы дарили девочкам, чтобы они понимали смысл обряда и, повзрослев, могли в нем участвовать», — комментирует Наталия Ковалева.

Выставка5_Золото.jpg
ФОТО Олега ЗОЛОТО/предоставлено пресс-службой Русского музея

«Мне и всем моим коллегам очень хочется, чтобы люди уходили с этой выставки с чувством гордости за свою страну, чувством гордости за наше художественное наследие, за наши духовные традиции. Россия — это единственная страна в мире, которая до сегодняшнего момента сохранила традиционные народные художественные промыслы. Ни одна другая страна в мире таким похвастать не может. И нам есть чем гордиться», — подчеркнула Алла Манилова.

Читайте также:

Русский музей в 2026 году

Резной шедевр под микроскопом


#Русский музей #выставка #корпус Бенуа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (8056) от 15.12.2025 под заголовком «С гордостью и восхищением».


Комментарии