Рядом с Михаилом Чеховым
Праздники со слезами на глазах идут в эти дни на Моховой. Будущие актеры играют выпускные спектакли, прощаются с alma mater (поступали в Академию театрального искусства, заканчивают Российский институт сценических искусств), с педагогами и, к сожалению, друг с другом.
Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com
Один из самых успешных курсов – мастерская профессора Сергея Черкасского подготовила полноценный репертуар, восемь спектаклей. В их числе уникальный проект, постановка пьесы Германа Гейерманса «Гибель «Надежды», по-русски впервые сыгранной Первой студией МХТ в 1913 году. В историю театра пьеса вошла благодаря участию Михаила Чехова, Бориса Сушкевича, Серафимы Бирман.
Нынешним студентам пришлось осваивать не только непростой драматургический материал (их герои – бедные рыбаки, вся жизнь которых проходит в борьбе за выживание в море и на суше), но и социально-эстетический контекст, в котором возник легендарный спектакль столетней давности.
Студенты влезали в шкуру персонажей, изучали биографии своих предшественников, практиковались в этюдном методе, связанном с системой Станиславского. Тем труднее было сочинить нечто, совершенно непохожее на постановку Ричарда Болеславского, но у них получилось.
На Малой сцене Учебного театра появился спектакль большого стиля и серьезного философского звучания. Забытая (во всяком случае в России) пьеса голландского драматурга заговорила о том, что тревожит людей сегодня – о взаимоотношениях человека и природы, о девальвации семейных ценностей.
Всем этим связям посвящена также книга, изданная мастером курса при поддержке голландских коллег – «Надежда» на Моховой – 100 лет спустя.
Опыт реконструкции театральной педагогики Первой студии МХТ». Ее презентацию в РИСИ устроили на одном из последних представлений спектакля «Гибель «Надежды», который курс сыграл в знак благодарности педагогам (а их более сорока), кто помог им в постижении основ мастерства.
На страницах книги, щедро иллюстрированной архивными и современными фотографиями, двадцать восемь актеров мастерской Сергея Черкасского плечом к плечу с учениками Станиславского. Все молоды, красивы и талантливы. Значит, есть надежда, что в жизни и в искусстве им повезет не меньше, чем предшественникам.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5715) от 03.06.2016.
Комментарии