Руссо туристо облико аморале

На экраны выходит фильм «Родина» Петра Буслова – того самого, что прославился когда-то «Бумером», буквально взорвавшим российский прокат. Продолжение «Бумера» было куда менее удачным опытом, третий фильм режиссера «Высоцкий. Спасибо, что живой» вызвал очень разные эмоции, в том числе и гнев вдовы барда Марины Влади и его друга Станислава Говорухина. Но в любом случае четвертую картину Буслова «Родина» киноманы ждали с большим интересом. Тем более что, по некоторым сведениям, режиссер вынашивал свой замысел почти десять лет...

Руссо туристо облико аморале |  Приключения россиян вдали от заснеженной родины бывают не только приятными.

Приключения россиян вдали от заснеженной родины бывают не только приятными.

Герои этого 128-минутного фильма – наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся на Гоа. Попутным ветром из заснеженной России на теплое океанское побережье, где круглый год светит солнце, а свежий ананасный сок в местном баре стоит в пересчете на рубли 50 целковых, занесло «каждой твари по паре». Бизнесмен Алексей (Александр Робак) и его красотка-жена Кристина (Екатерина Волкова) приехали на Гоа в отпуск. И в самый разгар пляжной нирваны Алексея вдруг осенило, что свою насквозь фальшивую супругу он давно не любит, о чем он ей тут же без обиняков сообщает. И жена в дорогом прикиде и с бутылкой виски в руке начинает немедленно «обнулять» свою жизнь.

Здесь же оказывается еще один бизнесмен (Андрей Смоляков), только покруче предыдущего. Пролетая над Индией в частном самолете, он повздорил с юной дочерью Евой (Любовь Аксенова) и, демонстрируя характер, высадил ее на первой поляне. Потом одумался, бросился искать дорогую пропажу, но следы своевольной дщери, обложившей папашу непечатным словом, затеряются в прибрежных песках. А вскоре и он, помешавшись рассудком и став, как король Лир, блаженным и нищим, растворится в людском водовороте.

Контрастом этим хорошо упакованным господам служат отморозки разного калибра: от парочки обдолбанных гопников (Владимир Сычев и Максим Лагашкин), ведущих животный образ жизни – им бы только выпить да потрахаться, – до конкурирующих между собой продавцов наркоты под кликухами Космос (Павел Лычников) и Хоффман (Кирилл Кяро). Особняком среди всех поначалу бродит простодушный сибиряк Макар (Петр Федоров), который приехал в Индию в поисках смысла жизни. Судьбы этих и других персонажей, включая местных жителей, священников, полицейских, иностранных туристов, периодически пересекаются, но чаще вскользь, в соответствии со структурой этого странного, избыточно пестрого, шумного, расхристанного фильма.

Говорят, Буслов, вживаясь в материал, сам прожил на Гоа какое-то время и стал неофитом, сиречь новообращенным. Его интервью пестрят словечками «рейв», «огненный пой», «транс-пати», «сурьянамаскар», видно, что он купается в этом экзотическом для нашего кино материале. И хочет увлечь, заразить им нас. И выплескивает все увиденное, услышанное, приснившееся ему в горячих тропических снах на экран. Поначалу картинка и нравы курортной среды и впрямь завораживают, но постепенно в этом красочном карнавале, в хаотическом нагромождении все новых героев, сцен, визуальных эффектов (оператор Федор Лясс) теряется смысловая нить фильма. И невозможно понять, о чем же хотел сказать режиссер.

О взаимоотношениях нынешних отцов и детей? О внутренней свободе, которая не зависит от границ и географических широт? О том, что поиски себя, своего я могут обернуться непредсказуемым результатом? О том, что от любви до ненависти – хоть к женщине, хоть к родине – один шаг? О том, что русские везде, где оказываются, замусоривают экосистему и духовное пространство? Эти мотивы при большом желании можно найти в фильме, но звучат они глухо, мутно, путано и, как говаривал один чеховский персонаж, «враздробь», так что в пазл цельного фильма складываться не желают.

Все беды «Родины» коренятся, конечно, в рыхлом, умозрительном сценарии, зачастую лишенном минимального житейского правдоподобия, а ближе к финалу норовящем соскользнуть в индийскую мелодраму. Многочисленные экранные персонажи, которых Буслов периодически теряет в сюжетных перипетиях, во второй половине фильма начинают действовать вопреки заявленным характерам и элементарной логике. По ходу фильма вопросы к режиссеру и авторам сценария нарастают как снежный ком. Например, такие.

Почему жена бизнесмена, оставшись в Индии и переквалифицировавшись в продавщицу наркотиков, вдруг почувствовала себя истинно свободной и счастливой? До такой степени, что не хочет возвращаться к покаявшемуся мужу на родину? Она что, не осознает гнусность своего ремесла? Почему этим же мерзким промыслом стал заниматься чистый сибирский паренек Макар, оставивший в Новосибирске свой бизнес? Он же вроде искал на Гоа духовного просветления? А какое просветление он находит в том, чтобы чинить за гроши мотоциклы и подсаживать на наркоту местных подростков?

Наконец, почему едва ли не все русские повторяют в фильме, каждый на свой мотив, постылую мантру: «В Рашке выживают, здесь живут»? В чем сомнительная сладость их жизни в этом курортном раю, где они главным образом глотают ЛСД, торгуют наркотой, пьянствуют, дебоширят, оскверняют культовые места? И чем их всех так обидела далекая заснеженная родина? Но внятных ответов на эти и другие вопросы мне в фильме обнаружить не удалось.

Более того, само название «Родина» в титрах фильма носит, как мне показалось, спекулятивный оттенок. На разных стадиях работы над сценарием он носил разные названия. А «Родиной» стал именоваться, как я понимаю, в отчаянной попытке режиссера Петра Буслова и продюсера Сергея Сельянова как-то «сцементировать» фильм. То есть придать ему, яркому по фактуре, но фрагментарному, рассыпанному на ряд необязательных и слабо связанных между собой новелл, видимость социально зрелого авторского высказывания. Мол, мы не про похождения «руссо туристо» на мировых курортах, мы про судьбы родины.

И тут мне на ум приходят строки советского поэта Михаила Кульчицкого: «Я б запретил декретом Совнаркома писать о родине бездарные стихи!». Разумеется, запрещать в искусстве ничего не надо, тем более декретом Совнаркома, Госдумы или Минкульта, но самим кинематографистам иногда не мешало бы вспоминать эти строки. И хотя бы не употреблять слово «Родина» всуе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (5566) от 15.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.