Руссо туристо облико аморале

На экраны выходит фильм «Родина» Петра Буслова – того самого, что прославился когда-то «Бумером», буквально взорвавшим российский прокат. Продолжение «Бумера» было куда менее удачным опытом, третий фильм режиссера «Высоцкий. Спасибо, что живой» вызвал очень разные эмоции, в том числе и гнев вдовы барда Марины Влади и его друга Станислава Говорухина. Но в любом случае четвертую картину Буслова «Родина» киноманы ждали с большим интересом. Тем более что, по некоторым сведениям, режиссер вынашивал свой замысел почти десять лет...

Руссо туристо облико аморале |  Приключения россиян вдали от заснеженной родины бывают не только приятными.

Приключения россиян вдали от заснеженной родины бывают не только приятными.

Герои этого 128-минутного фильма – наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся на Гоа. Попутным ветром из заснеженной России на теплое океанское побережье, где круглый год светит солнце, а свежий ананасный сок в местном баре стоит в пересчете на рубли 50 целковых, занесло «каждой твари по паре». Бизнесмен Алексей (Александр Робак) и его красотка-жена Кристина (Екатерина Волкова) приехали на Гоа в отпуск. И в самый разгар пляжной нирваны Алексея вдруг осенило, что свою насквозь фальшивую супругу он давно не любит, о чем он ей тут же без обиняков сообщает. И жена в дорогом прикиде и с бутылкой виски в руке начинает немедленно «обнулять» свою жизнь.

Здесь же оказывается еще один бизнесмен (Андрей Смоляков), только покруче предыдущего. Пролетая над Индией в частном самолете, он повздорил с юной дочерью Евой (Любовь Аксенова) и, демонстрируя характер, высадил ее на первой поляне. Потом одумался, бросился искать дорогую пропажу, но следы своевольной дщери, обложившей папашу непечатным словом, затеряются в прибрежных песках. А вскоре и он, помешавшись рассудком и став, как король Лир, блаженным и нищим, растворится в людском водовороте.

Контрастом этим хорошо упакованным господам служат отморозки разного калибра: от парочки обдолбанных гопников (Владимир Сычев и Максим Лагашкин), ведущих животный образ жизни – им бы только выпить да потрахаться, – до конкурирующих между собой продавцов наркоты под кликухами Космос (Павел Лычников) и Хоффман (Кирилл Кяро). Особняком среди всех поначалу бродит простодушный сибиряк Макар (Петр Федоров), который приехал в Индию в поисках смысла жизни. Судьбы этих и других персонажей, включая местных жителей, священников, полицейских, иностранных туристов, периодически пересекаются, но чаще вскользь, в соответствии со структурой этого странного, избыточно пестрого, шумного, расхристанного фильма.

Говорят, Буслов, вживаясь в материал, сам прожил на Гоа какое-то время и стал неофитом, сиречь новообращенным. Его интервью пестрят словечками «рейв», «огненный пой», «транс-пати», «сурьянамаскар», видно, что он купается в этом экзотическом для нашего кино материале. И хочет увлечь, заразить им нас. И выплескивает все увиденное, услышанное, приснившееся ему в горячих тропических снах на экран. Поначалу картинка и нравы курортной среды и впрямь завораживают, но постепенно в этом красочном карнавале, в хаотическом нагромождении все новых героев, сцен, визуальных эффектов (оператор Федор Лясс) теряется смысловая нить фильма. И невозможно понять, о чем же хотел сказать режиссер.

О взаимоотношениях нынешних отцов и детей? О внутренней свободе, которая не зависит от границ и географических широт? О том, что поиски себя, своего я могут обернуться непредсказуемым результатом? О том, что от любви до ненависти – хоть к женщине, хоть к родине – один шаг? О том, что русские везде, где оказываются, замусоривают экосистему и духовное пространство? Эти мотивы при большом желании можно найти в фильме, но звучат они глухо, мутно, путано и, как говаривал один чеховский персонаж, «враздробь», так что в пазл цельного фильма складываться не желают.

Все беды «Родины» коренятся, конечно, в рыхлом, умозрительном сценарии, зачастую лишенном минимального житейского правдоподобия, а ближе к финалу норовящем соскользнуть в индийскую мелодраму. Многочисленные экранные персонажи, которых Буслов периодически теряет в сюжетных перипетиях, во второй половине фильма начинают действовать вопреки заявленным характерам и элементарной логике. По ходу фильма вопросы к режиссеру и авторам сценария нарастают как снежный ком. Например, такие.

Почему жена бизнесмена, оставшись в Индии и переквалифицировавшись в продавщицу наркотиков, вдруг почувствовала себя истинно свободной и счастливой? До такой степени, что не хочет возвращаться к покаявшемуся мужу на родину? Она что, не осознает гнусность своего ремесла? Почему этим же мерзким промыслом стал заниматься чистый сибирский паренек Макар, оставивший в Новосибирске свой бизнес? Он же вроде искал на Гоа духовного просветления? А какое просветление он находит в том, чтобы чинить за гроши мотоциклы и подсаживать на наркоту местных подростков?

Наконец, почему едва ли не все русские повторяют в фильме, каждый на свой мотив, постылую мантру: «В Рашке выживают, здесь живут»? В чем сомнительная сладость их жизни в этом курортном раю, где они главным образом глотают ЛСД, торгуют наркотой, пьянствуют, дебоширят, оскверняют культовые места? И чем их всех так обидела далекая заснеженная родина? Но внятных ответов на эти и другие вопросы мне в фильме обнаружить не удалось.

Более того, само название «Родина» в титрах фильма носит, как мне показалось, спекулятивный оттенок. На разных стадиях работы над сценарием он носил разные названия. А «Родиной» стал именоваться, как я понимаю, в отчаянной попытке режиссера Петра Буслова и продюсера Сергея Сельянова как-то «сцементировать» фильм. То есть придать ему, яркому по фактуре, но фрагментарному, рассыпанному на ряд необязательных и слабо связанных между собой новелл, видимость социально зрелого авторского высказывания. Мол, мы не про похождения «руссо туристо» на мировых курортах, мы про судьбы родины.

И тут мне на ум приходят строки советского поэта Михаила Кульчицкого: «Я б запретил декретом Совнаркома писать о родине бездарные стихи!». Разумеется, запрещать в искусстве ничего не надо, тем более декретом Совнаркома, Госдумы или Минкульта, но самим кинематографистам иногда не мешало бы вспоминать эти строки. И хотя бы не употреблять слово «Родина» всуе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (5566) от 15.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...