Русскому музею 120 лет
В 1895 году Николай II издал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русский Музей Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

Михайловский дворец
Первый государственный музей национального искусства открыл двери для посетителей 7 (19) марта 1898 года в специально приспособленном под него великокняжеском Михайловском дворце.
Михайловский дворец - жемчужина русского классицизма - был построен в 1819 - 1825 годах по проекту Карла Росси для великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла I. В мае 1895 года по проекту Василия Свиньина началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Соседний Корпус Бенуа, экспозиция искусства конца XIX - начала ХХ века, был возведен ровно через сто лет после Михайловского дворца и первоначально служил выставочным павильоном Академии художеств.
120 лет назад собрание музея состояло из 1,5 тысячи произведений.
Его основой стали произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также частные коллекции, полученные музеем в дар.
Сегодня произведений более 400 тысяч, они демонстрируют тысячелетнюю историю русской культуры: древнерусская иконопись, академизм, передвижники, авангард, советское и постсоветское искусство, новейшее искусство XXI века.
К шедеврам коллекции музея относятся икона «Ангел — златые власы», «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Скачет красная конница» Казимира Малевича и другие произведения.
Еще в советские времена Русский музей стал всероссийским научно-методическим центром, сегодня он курирует 260 художественных музеев по всей стране, оказывает методическую помощь в подготовке выставок, обучении экскурсоводов, создании детских образовательных программ. Русский музей открыл свои культурно-выставочные центры в Казани, Мурманске, Ярославле. Для Владивостока готовится уникальный проект совместного музейного центра Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и Музея Востока.
В 2015 году в Малаге начал работу первый зарубежный филиал Русского музея, полностью финансируемый испанской стороной. Он расположен в здании бывшей табачной фабрики на площади более 2 тысяч кв. метров. Ежегодно там проводится три выставки, сейчас это большой проект «Для счастья народа», посвященный искусству социалистического реализма, выставка путешествующих русских художников XVIII - начала ХХ века и персоналия Михаила Шварцмана.
На рубеже 1980 - 1990-х годов Русский музей взял на себя огромную ответственность по сохранению бесценного культурного наследия. В его состав последовательно вошли Строгановский дворец, Инженерный замок, Мраморный дворец. Впоследствии город передал музею Летний сад с Летним дворцом Петра I и Домик Петра I на Петровской набережной - первую гражданскую постройку Петербурга, созданную царскими плотниками в 1703 году.
Несколько лет назад была проведена научная реставрация Летнего сада, воссозданы уникальные фонтаны и другие постройки. После реставрации готовится к открытию Летний дворец Петра I.
В 1994 году немецкие коллекционеры Ирена и Петер Людвиг подарили Русскому музею часть своего собрания западного искусства второй половины ХХ века. Этот дар послужил основой постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее». Размещенная в Мраморном дворце, она стала первым подобным показом в России. В 2014 году Русский музей организовал выставку собрания Людвигов в трех городах Бразилии. За два месяца показа в Рио-де-Жанейро его посетили более 500 тысяч человек. Сейчас это постоянно пополняемое собрание насчитывает произведения 150 художников и до лета гостит в Москве.
Наступление информационной эпохи потребовало от Русского музея создания виртуальных филиалов, их более двухсот - от Калининграда до Антарктиды. А в Петербурге открыт Центр мультимедиа, представляющий цифровые выставки и образовательно-игровой контент для посетителей всех возрастов. Центр расположен в Западном павильоне Михайловского замка, который был специально преобразован под новые задачи. Второй павильон - Восточный - занимает Российский центр музейной педагогики, специализирующийся на детских программах.
Материалы рубрики
Русский музей отметит свое 125-летие
«Горэлектротранс» отметил юбилей трамвайного маршрута №3
Миллионы на льду. В «Юбилейном» пройдет финал «Гран-при» России»
Когда село стало городом. Минусинск отмечает свое 200‑летие
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии