Русский не отдаст ангела

Сегодня Русский музей направит в Министерство культуры 30-страничный документ - протокол заседания и решение расширенного научно-реставрационного совета ГРМ, который на днях обсуждал состояние иконы XII века «Златые власы», находящейся в постоянной экспозиции древнерусской живописи.Главный вывод: уникальный памятник находится в стабильном, но чрезвычайно хрупком состоянии и не может перемещаться за пределы Михайловского дворца.

Русский не отдаст ангела | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Ни для кого не секрет, что внеплановая встреча реставраторов, ученых и экспертов вызвана недавней попыткой одного московского бизнесмена организовать регулярные богослужения с участием «Златых влас» в Инженерном замке. После протестов музейных сотрудников и общественности эта опасная для иконы попытка была пресечена.

Но совет был собран, чтобы еще раз напомнить о том, что «Златые власы» имеют исключительную культурную ценность мирового уровня. Она не является молельным образом, находится в музеях более 150 лет, с 1934 года - в собрании Русского музея. Последний раз она выезжала из своего дома в 2005 году на выставку в Москву, хотя и тогда хранители и реставраторы были против.

В работе совета приняли участие специалисты из 12 организаций, в том числе Эрмитажа, Третьяковской галереи, Академии художеств, Исторического музея, Центра имени академика Грабаря.

По оценке экспертов, главная опасность заключается в том, что на иконе находятся разновременные поновления, лежащие на грунте XII - XVII веков. Именно на стыках образуются напряжения, которые «чувствует» темперная живопись. Поэтому оптимальный режим хранения «Златых влас» - зал музея № 1, где она находится сейчас под пристальным вниманием климатологов. Кассета, в которой она находится, является антивандальной защитой и устраняет излишнюю влажность, когда зал наполнен публикой.

В решении научно-реставрационного совета ГРМ отдельно отмечается: никакие, даже самые современные, климатические камеры не обеспечивают длительное хранение старинных икон. Эти камеры предназначены для перевозки транспортабельных произведений искусства. Недопустимы эксперименты по долговременному хранению таких икон в климатических камерах.

Григорий Голдовский, и. о. заместителя директора ГРМ по научной работе, комментируя скандал, связанный с попыткой вынести «Златые власы» за пределы постоянной экспозиции Русского музея, заявил: главная задача любого музея - хранить и изучать свои коллекции. Даже просветительская задача - показывать - находится в зависимости от состояния экспонатов.

По мнению Голдовского, история с изъятием у Русского музея Торопецкой иконы XIV века и фактической передачей ее частному лицу и новая попытка частной организации решать, где должны находиться «Златые власы», требуют того, чтобы музейщики и страна извлекли урок.

Необходимо изменить законодательство, чтобы защитить музеи от подобных попыток покушения на их фонды. А если говорить шире - изменить отношения общества к проблемам сохранения культурного наследия.

Что касается дальнейшей судьбы Торопецкой иконы, которую когда-то обещали вернуть Русскому музею, то источники не испытывают оптимизма на это счет. Да и историю с попыткой возить туда-сюда «Златые власы» нельзя считать окончательно закрытой. Но свое отрицательное отношение к подобным акциям авторитетное профессиональное сообщество высказало.

#«Златые власы» #Русский музей #протест

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?