Русский не отдаст ангела

Сегодня Русский музей направит в Министерство культуры 30-страничный документ - протокол заседания и решение расширенного научно-реставрационного совета ГРМ, который на днях обсуждал состояние иконы XII века «Златые власы», находящейся в постоянной экспозиции древнерусской живописи.Главный вывод: уникальный памятник находится в стабильном, но чрезвычайно хрупком состоянии и не может перемещаться за пределы Михайловского дворца.

Русский не отдаст ангела | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Ни для кого не секрет, что внеплановая встреча реставраторов, ученых и экспертов вызвана недавней попыткой одного московского бизнесмена организовать регулярные богослужения с участием «Златых влас» в Инженерном замке. После протестов музейных сотрудников и общественности эта опасная для иконы попытка была пресечена.

Но совет был собран, чтобы еще раз напомнить о том, что «Златые власы» имеют исключительную культурную ценность мирового уровня. Она не является молельным образом, находится в музеях более 150 лет, с 1934 года - в собрании Русского музея. Последний раз она выезжала из своего дома в 2005 году на выставку в Москву, хотя и тогда хранители и реставраторы были против.

В работе совета приняли участие специалисты из 12 организаций, в том числе Эрмитажа, Третьяковской галереи, Академии художеств, Исторического музея, Центра имени академика Грабаря.

По оценке экспертов, главная опасность заключается в том, что на иконе находятся разновременные поновления, лежащие на грунте XII - XVII веков. Именно на стыках образуются напряжения, которые «чувствует» темперная живопись. Поэтому оптимальный режим хранения «Златых влас» - зал музея № 1, где она находится сейчас под пристальным вниманием климатологов. Кассета, в которой она находится, является антивандальной защитой и устраняет излишнюю влажность, когда зал наполнен публикой.

В решении научно-реставрационного совета ГРМ отдельно отмечается: никакие, даже самые современные, климатические камеры не обеспечивают длительное хранение старинных икон. Эти камеры предназначены для перевозки транспортабельных произведений искусства. Недопустимы эксперименты по долговременному хранению таких икон в климатических камерах.

Григорий Голдовский, и. о. заместителя директора ГРМ по научной работе, комментируя скандал, связанный с попыткой вынести «Златые власы» за пределы постоянной экспозиции Русского музея, заявил: главная задача любого музея - хранить и изучать свои коллекции. Даже просветительская задача - показывать - находится в зависимости от состояния экспонатов.

По мнению Голдовского, история с изъятием у Русского музея Торопецкой иконы XIV века и фактической передачей ее частному лицу и новая попытка частной организации решать, где должны находиться «Златые власы», требуют того, чтобы музейщики и страна извлекли урок.

Необходимо изменить законодательство, чтобы защитить музеи от подобных попыток покушения на их фонды. А если говорить шире - изменить отношения общества к проблемам сохранения культурного наследия.

Что касается дальнейшей судьбы Торопецкой иконы, которую когда-то обещали вернуть Русскому музею, то источники не испытывают оптимизма на это счет. Да и историю с попыткой возить туда-сюда «Златые власы» нельзя считать окончательно закрытой. Но свое отрицательное отношение к подобным акциям авторитетное профессиональное сообщество высказало.

#«Златые власы» #Русский музей #протест

Комментарии