Русский музей представил выставку «Картины военной жизни»

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку «Картины военной жизни». Ее готовили три года для показа в испанской Малаге, где с весны прошлого года по май нынешнего она демонстрировалась с большим успехом. Там проект был представлен шире — больше живописи, в частности портретов, и декоративно-прикладных произведений — фарфора, мебели. Кроме того, у проекта была вторая часть — «Картины мирной жизни». Петербургскому зрителю музей обещает показать ее в следующем месяце.

Русский музей представил выставку «Картины военной жизни» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сейчас в залах правой анфилады Корпуса Бенуа около ста двадцати произведений — живописные полотна, скульптура, декоративно-прикладное искусство XVI – XX столетий. В числе авторов — Виктор Васнецов, Джордж Доу, Орест Кипренский, Василий Верещагин, Александр Дейнека, Казимир Малевич и другие. Тема позволила показать картины, которые публика не видела, и представить малоизвестных художников из соб­рания сокровищницы отечественного искусства.

Батальная школа живописи в России появилась в XIX веке. До того сюжеты, связанные с полем брани, трактовались как исторические. Заказчиками батальных, исторических и жанровых полотен были императоры, а в советское время — государство в лице Ми­нистерства культуры, Союза ­художников.

В нашей постоянной экспозиции есть исторические картины. Там мы показываем жанр с точки зрения достоинств того или иного мастера, — рассказывает замес­титель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. — На выставке картины военного жанра на протяжении веков. Большинство таких произведений хранилось в музейных запасниках. Их трудно показать — надо развернуть с вала, набить на подрамник… Основная масса произведений ­создана в XIX — начале XX века. Это не хронология истории России, а иллюстрации к основным ее событиям в творчестве художников.

Выставка охватывает период от Средневековья до середины ХХ века, состоит из разных разделов. Здесь есть произведения, посвященные монголо-татарскому нашествию, битве с немецкими рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере, завоеваниям Иваном Грозным Казанского ханства, событиям и героям Отечественной войны с армией Наполеона, Крымской войне и Великой Отечественной.

Все начинается с икон. Победы святого воинства под предводительством архангела Михаила — популярный сюжет в иконописи, как и борьба святого Георгия со змием. «Чудо Георгия о змие» — известная икона конца XV века. «Богоматерь Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» — предтеча русской батальной живописи.

Дореволюционные полотна ­соседствуют с произведениями советского времени. «Бой скифов со славянами» Васнецов написал в середине 1830‑х годов на волне интереса к русской истории. «Въезд Александра Невского в Псков» создан Владимиром Серовым в 1945‑м на фоне патриотического подъема во время Великой Отечественной войны.

Одно из центральных мест занимает известный портрет героя войны с Наполеоном Евграфа Давыдова, написанный Орестом Кип­ренским.

Одним из открытий выставки стало отреставрированное полотно художника-баталиста второй половины XIX века Петра Грузинского «Оставление горцами аула при приближении русских войск». В свое время его купил Александр II.

В финале — картины, посвященные памяти о минувших военных испытаниях. Пронзительные «Следы войны» Гелия Коржева, «Прощание» Андрея Мыльникова, «Победа» Евсея Моисеенко.

Выставка продлится до середины января следующего года.


#выставка #музей #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7298) от 16.11.2022 под заголовком «Летопись побед и испытаний».


Комментарии