Русский музей показал отреставрированную картину Константина Маковского

У Русского музея главной темой уходящего года стало 100‑летие реставрационной школы. Этой дате были посвящены выставка, научно-практическая конференция, представление крупных реставрационных проектов и мастерских, где специалисты высокого профессионального уровня продлевают жизнь и обеспечивают долголетие произведениям отечественного искусства.

Русский музей показал отреставрированную картину Константина Маковского | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

На реставраторах держится работа музея. Они хранят и вещи, и историческую память, — говорит директор музея Владимир Гусев. — Для нас важно привлечь внимание к этой профессии. Важно подчеркнуть, что 100 лет назад зародилась ленинградская школа реставрации и Русского музея. Это не просто создание мастерских. Из поколения в поколение передается опыт работы, позитивный и негативный.

Не так давно музей представлял завершение работы над картиной Айвазовского «Петр I при Красной Горке…». На закате года анонсирован новый проект — реставрация полотна Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Журналистам картину показали в зале на постоянной экспозиции. Чтобы переместить ее в реставрационную мастерскую, полотно придется накатать на вал. Иначе масштабное произведение (215 х 321 см) в дверь не пройдет.

Картину с изображением одного из самых любимых народных праздников, символизирующего окончание зимы и приход весны, Маковский написал в 1869 году. Тогда же он получил звание профессора живописи. В Русский музей картина поступила в 1897 году из Гатчинского дворца, с тех пор занимала достойное место в экспозиции Михайловского дворца.

Возраст — больше полутора столетий — не мог не отразиться на состоянии произведения. Ведущий художник-реставратор Ольга Кленова рассказывает, что процессы старения затронули живописный слой и холст, на котором базируется живопись. Холст состарился, окислился, требует усиления и восстановления. Ослабление и провисание основы холста стало причиной возникновения кракелюров — трещин красочного слоя. Во время предыдущих реставраций специалисты пытались улучшить состояние картины. Попытки заделать прорыв, возникший на полотне, заплаткой, усилить края картины с помощью животного клея стали причиной дальнейшего ухудшения состояния основы. Механические повреждения живописи: царапины, потертости, утраты красочного слоя заделывались доступными способами и материалами. С течением времени реставрационные материалы постарели. Изменили цвет слои лаков. Краски, примененные для тонировок, стали более заметны на авторской живописи.

Картине требуется комплексная техническая реставрация. На начальном этапе предстоит удалить следы предыдущих вмешательств. Холст укрепят. Прорыв на полотне будет заделан встык нитями. Авторскую живопись очистят от слоев лака и записей. Реставраторы выполнят утраты тонированием и обновят лак.

Реставрация рамы_Д.jpg
ФОТО Александра Дроздова

Одновременно планируется и реставрация рамы картины. Она поступила в Русский музей ­вместе с полотном, находилась в постоянной экспозиции Михайловского дворца, принимала ­участие во временных выставках. Двенадцать лет назад из‑за плохой сохранности оригинальную раму заменили на временную. Сейчас она находится в реставрационной мастерской (на снимке внизу). На раме заметны сколы и трещины, повреждения золочения, лепного и резного декора, присутствуют и следы прошлых ­реставраций. Специалисты ­расчистят загрязнения, укрепят основу, восполнят утраты.

Не исключено, что картина Маковского вернется в экспозицию в феврале следующего года, к Масленице. Но реставрация — процесс трудоемкий, сложный, точные сроки в музее не называют.

Во время реставрации специалисты музея проведут мастер-классы для студентов профильных вузов. Также музей намерен сделать фильм об истории реставрации картины Маковского с показом в своем Центре мультимедиа. Планируется и трансляция лекций для широкой аудитории.


#картина #реставрация #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7310) от 01.12.2022 под заголовком ««Масленица» вернется к весне».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?