Русский музей показал отреставрированную картину Константина Маковского

У Русского музея главной темой уходящего года стало 100‑летие реставрационной школы. Этой дате были посвящены выставка, научно-практическая конференция, представление крупных реставрационных проектов и мастерских, где специалисты высокого профессионального уровня продлевают жизнь и обеспечивают долголетие произведениям отечественного искусства.

Русский музей показал отреставрированную картину Константина Маковского | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

На реставраторах держится работа музея. Они хранят и вещи, и историческую память, — говорит директор музея Владимир Гусев. — Для нас важно привлечь внимание к этой профессии. Важно подчеркнуть, что 100 лет назад зародилась ленинградская школа реставрации и Русского музея. Это не просто создание мастерских. Из поколения в поколение передается опыт работы, позитивный и негативный.

Не так давно музей представлял завершение работы над картиной Айвазовского «Петр I при Красной Горке…». На закате года анонсирован новый проект — реставрация полотна Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Журналистам картину показали в зале на постоянной экспозиции. Чтобы переместить ее в реставрационную мастерскую, полотно придется накатать на вал. Иначе масштабное произведение (215 х 321 см) в дверь не пройдет.

Картину с изображением одного из самых любимых народных праздников, символизирующего окончание зимы и приход весны, Маковский написал в 1869 году. Тогда же он получил звание профессора живописи. В Русский музей картина поступила в 1897 году из Гатчинского дворца, с тех пор занимала достойное место в экспозиции Михайловского дворца.

Возраст — больше полутора столетий — не мог не отразиться на состоянии произведения. Ведущий художник-реставратор Ольга Кленова рассказывает, что процессы старения затронули живописный слой и холст, на котором базируется живопись. Холст состарился, окислился, требует усиления и восстановления. Ослабление и провисание основы холста стало причиной возникновения кракелюров — трещин красочного слоя. Во время предыдущих реставраций специалисты пытались улучшить состояние картины. Попытки заделать прорыв, возникший на полотне, заплаткой, усилить края картины с помощью животного клея стали причиной дальнейшего ухудшения состояния основы. Механические повреждения живописи: царапины, потертости, утраты красочного слоя заделывались доступными способами и материалами. С течением времени реставрационные материалы постарели. Изменили цвет слои лаков. Краски, примененные для тонировок, стали более заметны на авторской живописи.

Картине требуется комплексная техническая реставрация. На начальном этапе предстоит удалить следы предыдущих вмешательств. Холст укрепят. Прорыв на полотне будет заделан встык нитями. Авторскую живопись очистят от слоев лака и записей. Реставраторы выполнят утраты тонированием и обновят лак.

Реставрация рамы_Д.jpg
ФОТО Александра Дроздова

Одновременно планируется и реставрация рамы картины. Она поступила в Русский музей ­вместе с полотном, находилась в постоянной экспозиции Михайловского дворца, принимала ­участие во временных выставках. Двенадцать лет назад из‑за плохой сохранности оригинальную раму заменили на временную. Сейчас она находится в реставрационной мастерской (на снимке внизу). На раме заметны сколы и трещины, повреждения золочения, лепного и резного декора, присутствуют и следы прошлых ­реставраций. Специалисты ­расчистят загрязнения, укрепят основу, восполнят утраты.

Не исключено, что картина Маковского вернется в экспозицию в феврале следующего года, к Масленице. Но реставрация — процесс трудоемкий, сложный, точные сроки в музее не называют.

Во время реставрации специалисты музея проведут мастер-классы для студентов профильных вузов. Также музей намерен сделать фильм об истории реставрации картины Маковского с показом в своем Центре мультимедиа. Планируется и трансляция лекций для широкой аудитории.


#картина #реставрация #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7310) от 01.12.2022 под заголовком ««Масленица» вернется к весне».


Комментарии