Русский музей открыл выставку «Иван Сотников. Геракл»

Русский музей открыл в Зеленом зале Мраморного дворца выставку «Иван Сотников. Геракл». Она посвящена 60-летию художника, который ушел из жизни шесть лет назад. Ему, герою ленинградского и петербургского неофициального искусства, понравилось бы название, уважительное и одновременно ироничное.

Русский музей открыл выставку «Иван Сотников. Геракл» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На самом деле все можно объяснить просто: из двадцати четырех представленных рисунков на четырнадцати изображены подвиги Геракла. Этим небольшим проектом музей преследует две цели. С одной стороны, показать знатокам неизвестный материал: впервые демонстрируются рисунки, предоставленные семьей художника. С другой  – это повод ознакомить с творчеством Сотникова широкую публику. Хотя в последние годы его выставки проводятся регулярно (буквально на днях завершилась большая ретроспектива в Музее искусства Санкт-Петербурга XX  – XXI веков), Сотников остается для многих зрителей фигурой почти неизвестной. Даже несмотря на то что при жизни он был медийной персоной, во всяком случае начиная с середины 1990-х годов.

А что было до этого? В детстве  – занятия в кружке юных искусствоведов Эрмитажа и учеба в художественной школе № 1. Затем взрослый жест  – сознательный отказ от продолжения академического образования и уход в андеграунд. В 1982 году Сотников вместе с Тимуром Новиковым создали группу неоэкспрессионистов «Новые художники». Самая знаменитая картина того времени  – «Концерт»  – находится в собрании Русского музея. По словам Екатерины Андреевой, искусствоведа, исследовательницы творчества Сотникова, эта работа была приобретена музеем еще в 1989 году, когда такое искусство было абсолютно неофициальным.

Потом Сотников стал священником, служил в отдаленных приходах. И продолжал рисовать. Именно тогда он получил медийную известность. Помню, как в середине нулевых годов я пришел брать у Сотникова интервью для художественного журнала. Он начал с вопроса: «О чем будем говорить  – о духовном или об искусстве? Только о чем-то одном». Он естественно существовал в двух отдельных ипостасях, что только добавляло ему известности, поскольку количество собеседников становилось больше.

Теперь Русский музей решил «не пугать» неподготовленную публику изображениями рок-музыкантов, исполняющих «Концерт», а показать рисунок «Геракл в шкуре Киферонского льва». В нем из-под страшной зубастой маски зверя на нас смотрит не античный герой, а улыбающийся юноша XXI века, умный и оптимистичный. Ведь лев побежден за счет силы, но главное  – ума и ловкости. На других рисунках изображен «Младенец Геракл, удушающий змей». Для динамичной сцены тяжелой битвы фигуративный экспрессионизм Сотникова подходит как нельзя лучше.


#выставка #Мраморный дворец #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6949) от 22.06.2021 под заголовком «Под маской льва».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?