Русский музей изъявил готовность принять в дар от московской арт-группы ГрОМ две центральные работы
С большим успехом, особенно у молодых посетителей Русского музея, проходит в Мраморном дворце выставка «Жилище будущего» (12+) московской арт-группы ГрОМ. Именно поэтому Русский музей изъявил готовность принять в дар от авторов две центральные работы из этого проекта, который именно в Петербурге впервые представлен в полном объеме.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, рассказала:
— Проект «Жилище будущего» стал одним из самых популярных показов нашего музея в последнее время. Не только в области современного искусства, но во всей выставочной практике. Он стал хедлайнером нашего нового отношения к просветительской работе. Как‑то с Михаилом Борисовичем Пиотровским мы обсуждали вопрос восприятия нашим зрителем современного искусства и пришли к общему выводу, что его надо не только показывать, но и как можно больше о нем рассказывать. В отличие от Серова, Репина и Сурикова об этом искусстве не прочитаешь в школьных учебниках. Мы мало знаем имен художников, их биографии, контекст, в котором они работают.
Эта выставка стала самой насыщенной разнообразными просветительскими событиями. Постоянно проводились встречи с авторами и кураторами, дискуссии, лекции известных историков современного искусства, включая одного из ведущих — Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений Русского музея. Для нас было важно, что основной аудиторией выставки стали школьники старших классов и студенты, то есть зрители в возрасте от 14 до 22 лет. Они являются обладателями «Пушкинский карты». Несколько дней назад Михаил Мишустин, председатель правительства РФ, вручая премии правительства России в области культуры, обратился к лауреатам с призывом активизировать деятельность, доступную зрителям по «Пушкинской карте». На мой взгляд, наша выставка «Жилище будущего» является достойным ответом на пожелание руководителя правительства.
Этот яркий проект, реализованный с помощью современных технологий, рождает позитивную энергетику, радостный настрой на будущее. Здесь есть о чем поразмышлять, понятие «жилище» — многогранное, это и дом, и образ жизни, и завтрашний день, в котором жить обладателям «Пушкинской карты». Поэтому мы с радостью принимаем в дар два произведения из этого проекта — «Сокровище человеческого знания» и «Информационная шахта».
К словам Аллы Маниловой Александр Боровский добавил, что сами авторы подробно прокомментировали свои произведения текстами, которые зрители с интересом читают.
По словам Ольги Мичи, лидера группы ГрОМ, выставка в Русском музее — огромная честь для группы. А попав в коллекцию Русского музея, ГрОМ просто обязан держать высокую планку.
«Жилище будущего» — первый масштабный проект группы, объединяющей художника Ольгу Мичи, многоопытного историка фотографии Алексея Логинова и молодого искусствоведа Артема Логинова. Лидер группы Ольга Мичи, возможно, самый активно работающий художник на современной российской арт-сцене. За десять лет она успела необычно много. Поработать фотокорреспондентом ТАСС, создать как телеведущая авторский проект «Экстремальный фотограф» о путешествиях в экзотические страны, стать популярным блогером. Мичи сняла отмеченные международными призами документальные фильмы, посвященные проблемам сохранения культуры народов Севера, Азии и Африки.
Проект «Жилище будущего» — не про архитектуру. С помощью цифровых крупноформатных фотографий размером до 2,5 х 4 метра современные художники представляют свой взгляд на будущее человечества. Они не пугают апокалиптическими угрозами, но и не рисуют радужных перспектив. Главная мысль авторов: избыток информационного шума, тотальная компьютеризация, развитие искусственного интеллекта требуют от ныне живущих людей ответственности при принятии даже незначительных, на первый взгляд, решений.
Создание «Жилища будущего» потребовало трех лет напряженной ежедневной работы. Были съемки в атомных бункерах и дата-центрах, абсолютно недоступных посторонним, а также в библиотеках, тренажерных залах, столовых, которые многие люди посещают ежедневно. Затем фотографии подвергались многократной компьютерной обработке, чтобы получить выразительный результат. В каждой работе присутствует модель «Башни III Интернационала» Владимира Татлина — послание в будущее от русского художника-авангардиста начала ХХ века.
Самый густонаселенный объект выставки — «Сокровищница человеческого знания» — изображает огромный библиотечный зал, где среди антикварных стеллажей с бумажными книгами помещены антропоморфные роботы-читатели. Авторы так комментируют свое произведение: «…Хранилище человеческого знания — это не просто «склад» материальных носителей знания, но прежде всего важнейшая среда, вселяющая надежду на то, что человечество сможет сохранить способность к рациональному мышлению. Знание людей настоящего может сильно отличаться от знания человечества будущего, тех форм жизни, которые могут сменить людей в более отдаленной перспективе. Даже «устаревшее» знание следует сохранять, как свидетельства и артефакты древности. Для этого необходимы не только «абстрактные» знания сами по себе, но и технологические знания о носителях, на которых эфемерные идеи оказываются материально зафиксированы, а также о механизмах, при помощи которых это знание становится доступно индивиду».
Как сообщила Алла Манилова «Санкт-Петербургским ведомостям», работы группы ГрОМ будут показаны в октябре 2024 года в масштабном проекте Русского музея, посвященном информации, представляемой в непривычном ракурсе. К этой теме ни классическое, ни современное искусство никогда не обращались. Осень обещает быть насыщенной: после выставок Сурикова и блокадного проекта «Помним!» Русский музей покажет выставку Карла Брюллова — блокбастер десятилетия и большую выставку Виктора Васнецова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7594) от 01.02.2024 под заголовком «Дар как послание в будущее».
Комментарии