«Русские будни в скульптуре» можно увидеть в Мраморном дворце

В Мраморном дворце открылась выставка «Русские будни в скульптуре ХIХ - ХХ столетий». В залах с окнами, выходящими на Марсово поле, Русский музей показывает больше ста работ пятидесяти с лишним авторов.

«Русские будни в скульптуре» можно увидеть в Мраморном дворце | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как говорит куратор выставки Марина Стекольникова, идея возникла из-за потребности «душевного тепла». Надоел негатив, кровь, льющаяся с телеэкрана... Захотелось чего-то спокойного, простого, человеческого. Как в кинофильмах 1970-х годов: длинный план, неспешное повествование... Обращение к теме повседневной жизни дает такую возможность.

В скульптуре бытовой жанр не так почетен, как портретный или исторический, но он нравится людям. Выставка получилась как минимум не скучной. В нее вошли вещи из собраний Русского музея, мастерских скульпторов, частной коллекции Алексея Егорова.

Художники оставили достаточно полную картину дореволюционного русского быта. Скульпторы к этой теме обратились в 1840 - 1850-е годы. По большей части они изображали представителей городского населения, простонародья, купечества.

В первом зале в лицах и сценах из жизни - ямщики, крестьяне, охотники, мужики, бабы, дети... Это классика - работы известных скульпторов Марка Антокольского, Ильи Гинцбурга, Паоло Трубецкого, Федора Каменского, Николая Либериха...

Евгений Лансере черпал темы и сюжеты, путешествуя по губерниям. Крестьяне в телегах и на санях - его «путевые заметки». Дремлющий в ожидании седока московский извозчик - одно из первых впечатлений приехавшего в Россию Паоло Трубецкого. Французский скульптор Теодор Жозеф Жак, создавший памятник Петру I в Кронштадте, оставил серию «Русские типы».

В своей истории бытовой жанр, как и страна, переживал разные периоды. Было время, когда частная жизнь уходила на второй план, верх брала общественная. Каждый художник обращался к повседневным занятиям людей, в основном - к труду, иногда - отдыху. Создавались композиции, героями которых становились доярки, телятницы, строители, часто не в одиночку, а бригадой. Скульпторы «в поле» лепили эскизы, посвященные будням советской деревни, дома делали скульптуру в размер.

Триптих Даниэля Митлянского и Нинель Богушевской «В рыболовецком колхозе» Русский музей показал впервые. Цветной многофигурной композиции из раскрашенной керамики отведен отдельный зал. Видно, что авторы экспериментировали с материалом и цветом.

Здесь надо отметить, что выставка объединила работы разных авторов в разных техниках и материалах: бронза, гипс, керамика.

Один из самых интересных - зал деревянной скульптуры. Дерево - любимый отечественный материал, способный передать тепло души и ироничный взгляд на жизненный цикл. Герои этого раздела выставки - обычные люди, которые живут рядом: невеста, молодая мама с коляской, танцующая пара, дед с шахматной доской...

Скульптура в бытовом жанре способна рассказать о многом. Современный классик Дмитрий Каминкер показал две композиции 1976 года на армейскую тему - из тех, что у многих авторов оставались в мастерской, на выставки не выходили. Была попытка показать «Душ в казарме» на одной из первых выставок свободомыслящих художников в ЛОСХе в 1980 году. Ее тут же закрыли. Время для таких работ тогда еще не пришло.

#выставка #Мраморный дворец #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6340) от 11.12.2018 под заголовком «Русские будни ваятелей».


Комментарии