Русалки на ветвях сидят
Виктор Тихомиров назвал свою ретроспективную выставку, которая открылась в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ - XXI веков, именем небольшой картины - «Схватка д,Артаньяна и Миледи». Художник, как и Александр Дюма-отец, уверен, что добро и справедливость обязательно победят коварство и зло.

Тихомирову подвластны портрет, пейзаж и натюрморт.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Тихомиров не любит объяснять, что и зачем он изобразил на своих картинах. В «Красной реке» - пейзаже с видом на Летний сад и Соляной городок Фонтанка окрашена в красно-оранжевые тона. «Так в тот день вдохновение подсказало», - скромно объясняет автор.
На большом полотне «Сгоревший лес» обнаруживаем, что растительность бодро зеленеет и дает приют Ивану царевичу, русалкам, Лешему с совой, гусям-лебедям, коту-баюну и другим сказочным персонажам. «Это архитипическое», - комментирует Тихомиров.
Его часто называют примитивистом, наследником традиций русского лубка. Художник не возражает, считая, что наивность - ангельская черта, ее надо беречь, чтобы картины не стали скучными.
Рядом с волшебным лесом замечен «Крадущийся фавн» - бодрый старичок плутоватого вида, который ищет амурных приключений. Бурым медведям повезло меньше, они встречают «Утро в торосах», и непонятно, как выберутся из огромных льдин.
Между сказочными персонажами вполне уютно чувствуют себя реальные люди - Александр Сокуров, Андрей Кураев, Сергей Мигицко. В портретном жанре Тихомиров выступает редко. А жаль, персонажи схвачены точно и выразительно - сомневающийся кинорежиссер, мудрый священник, экспансивный артист.
Главная картина выставки - «Навстречу счастью от невзгод». Стая злых волков гонится за всадником по зимнему заснеженному лесу. Помощи ждать неоткуда. Но не зря еще 25 лет назад, публикуясь в одной недолго жившей многотиражке, художник назвал свое эссе «Без паники». Так что все будет хорошо, волки останутся при своих носах.
Кроме картин Тихомиров пишет книги и сценарии, снимает по ним документальные и игровые фильмы, сочиняет колонки и рисует карикатуры для газет. Во время работы выставки (до 12 марта) в музейном кинозале будут показаны 15 его кинолент. Некоторые карикатуры, из которых лучшая «Зайцам незачем все знать», скромно выставлены в уголке, чтобы не отвлекать публику от д Артаньяна, Миледи, волков и медведей, а также других представителей чистых и нечистых сил.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5890) от 15.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии