Розы и шипы Павловска

XVI фестиваль цветочного искусства «Императорский букет» в ГМЗ «Павловск» стал еще и удачным поводом поговорить о самом заповеднике и его ближайшем будущем.

 Розы и шипы Павловска | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Гран-при» фестиваля получил дуэт Екатерина Райкова – Александра Скородумова за изысканные копии императорских диадем, созданные с помощью дельфиниума, других цветов и даже сильно незрелой малины. Призом за креативность награждены Екатерина Николаева – Ярослава Семенова, их «Интеграция» соединила мужскую линию из фруктов и женскую из роз и хризантем. «Понадобилось 250 кг плодов, тридцать съели в ходе создания композиции», – шутили авторы, отвечая на вопросы публики.

Когда мы попросили Светлану Федорову, заместителя директора ГМЗ «Павловск», показать нам главные цветочные хиты Павловского парка, она назвала Собственный садик и розарии около Вольера и Розового павильона.

Собственный садик создан в 1784 году по проекту главного архитектора Павловска Чарльза Камерона и художника-миниатюриста Франсуа-Габриэля Виолье. Завершается реставрация ограды, специалисты спорят, как ее красить: в черный с позолотой, как балкон дворца, или в светло-серый, предложенный Карлом Росси для парковых скамеек. В этой жемчужине Павловского парка не может быть мелочей.

В архивах сохранились подробные списки растений, которые подбирала для своего любимого сада императрица Мария Федоровна. Но пока не обнаружены планы их рассадки. Каждый год музейные цветоводы создают новую композицию. Сейчас среди 20 видов растений господствуют клубневые бегонии, пеларгонии, колеусы, вечноцветущие бегонии, агератум.

Впервые в этом году в садике появился остиоспермум – прихотливые разноколерные цветы, похожие на ромашки. Они выращены мастером Надеждой Шубаковой и высажены перед кабинетом-фонариком. У музейщиков есть желание воссоздать на аллеях Собственного садика деревянный трельяж, увитый лианами...

Рядом с Вольером цветут 400 кустов роз – главного цветка Павловска. Коварная петербургская зима, когда сильный мороз ударил без снега, погубила много кустов. Их восстановили с помощью подарков от немецких и голландских цветоводов. Особенно хорош «Вильям Шекспир» цвета зрелой малины.

Гордостью парковой службы стала клумба «Весна» с бегониями клубневой и вечноцветущей разных сортов, в том числе названными в честь крепких напитков – «Джин» и «Ром».

По дороге к Розовому павильону встречаем непривычный «сенокос» – комбайн-амфибия срезает траву в прудах под водой. Светлана Федорова объясняет, что пруды не принадлежат музею. Заботясь о наследии, он нанимает косильщиков на заработанные средства. В этом году хватило на очистку Старосильвийских и Розовопавильонных прудов. Но уже требуются капитальные дноочистительные работы всех прудов заповедника и речки Славянки, в последний раз они проводились 53 года тому назад.

В этом году исполняется 20 лет воссозданному Розовому павильону. Его ровесники – 260 розовых кустов всех оттенков, от белого до фиолетового, происходящих со всей Европы. Они прекрасно себя чувствуют и не пострадали от морозов, спас возвышенный рельеф.

Поход завершаем разговором с Верой Дементьевой, директором ГМЗ «Павловск», о будущих выставках и реставрационных планах:

– 26 июля в библиотеке Росси откроется выставка «Семейные реликвии императрицы». Публике предоставляем уникальную возможность увидеть миниатюры, которые никогда ранее не выставлялись. Размещены они будут в специальных витринах, чтобы каждый мог рассмотреть крохотные акварели, лаки или резьбу по камню, в том числе произведения самой Марии Федоровны. До появления фотографии миниатюра играла важную роль в визуально-эстетической информации. Женихи и невесты так получали сведения о возможных суженых, родители сообщали о новорожденных детях. Миниатюры украшали спальни, гостиные, кабинеты. Военные брали в походы портреты близких.

На осень намечено открытие Холодной ванны. Это завершение большого комплекса ремонтно-реставрационных работ, они шли почти два года. В павильоне можно будет ознакомиться с культурой мытья, купания, омовения. В интерьер возвращается подлинный камин, восстановленный из сохранившихся фрагментов.

Ванна находится рядом со знаменитым мостом Кентавров. Подлинные скульптуры двух молодых веселых и двух старых печальных кентавров – аллегорий юношеской и зрелой любви – созданы в начале XIX века. Два молодых отреставрированы и находятся во дворце. По ним сделаны четыре копии, сейчас украшающие мост. Недавно завершена реставрация старого кентавра, он находится в Вольере. По нему сделают две копии, которые заменят двух молодых кентавров. Тогда мост обретет вид, задуманный архитекторами Бренной и Воронихиным.

В самом разгаре реставрация колонны «Конец света». Вера Дементьева уверена, что эта работа завершится в 2016 году. На выходе проектная документация по памятнику родителям и по мостам – Оленьему и Кентавров. Требуют ремонта Розовый павильон, Каменный амфитеатр, Павильон трех граций. Большой объем работ и по воссозданию пейзажных картин парка.

Но для директора ГМЗ главное в реставрации сейчас – Елизаветин (Краснодолинный) павильон и его ансамбль (мост, руина, каскад). Последнее творение Чарльза Камерона находится в катастрофическом состоянии, даже под угрозой исчезновения. Совет по культурному наследию одобрил идеи воссоздания, так как существует достаточное количество архивных документов, есть полноценная научно-исследовательская база, в том числе по плафону Пьетро Гонзаго с иллюзией раскрытого неба.

Завершился тендер по выбору проектировщика, год уйдет на создание проекта и еще минимум три на саму реставрацию, требующую не менее 130 млн рублей. На вопрос, дадут ли денег, директор отвечает утвердительно и добавляет, что знает, где взять все разновидности мрамора и камня, использованные Камероном.

Но если музей лучше всех знает про свои объекты, то зачем ему подрядчики, не лучше ли иметь собственные реставрационные мастерские? У Дементьевой нет однозначного ответа, выход реставрации на рынок имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, часто нет необходимости превращать текущий ремонт в капитальную реставрацию, можно справиться своими силами. С другой – объем работ в музее относительно небольшой, а требуются разные специалисты. Например, сейчас ищут мастеров, которые могут «сшить» трещины на памятнике Павлу, отлитом из шпиатра – материала в отличие от бронзы хрупкого, с трудом поддающегося усилиям реставраторов.

Общественность регулярно поднимает вопрос о воссоздании утраченных объектов в Павловском парке – Музыкального вокзала, Старого шале, Константиновского дворца. Это все замечательно, но директор считает: в первую очередь следует спасать то, что еще можно отреставрировать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5749) от 22.07.2016.


Комментарии