Ростовский музыкальный театр представил в Мариинском свою версию оперы «Турандот»
Как уже знают наши читатели, в Петербурге прошли Дни культуры Ростовской области, посвященные 85‑летию региона. В рамках этого события Ростовский музыкальный театр представил в Мариинском свою версию оперы Пуччини «Турандот» и недавнюю балетную премьеру «Золушка» на музыку Прокофьева.
ФОТО Unsplash
«Турандот» — последняя и самая загадочная опера Пуччини. Неожиданно для всех после лирическо-психологических драм композитор обратился к сказке-фьябе Гоцци, но не успел дописать задуманное произведение. Сочинение было закончено по черновикам и пометкам его учеником Франко Альфано в 1926 году и с той поры в этой редакции в основном и идет на оперных сценах. В том числе и в Мариинском театре, показывающем до сих пор спектакль Шарля Рубо 2002 года.
В 2017 году версию без дописанного после смерти автора счастливого финала в Новой опере представил Дмитрий Бертман, а следующим, в 2021‑м, как раз стал главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин. Он придумал свою оригинальную концепцию, прекрасно выглядевшую и на огромной сцене новой Мариинки. Согласно замыслу постановщика, вместо далекого прошлого действие перенесено в некое будущее, где футуризм оригинально сочетается с архаикой, а высокотехнологичная компьютерная графика (художник видеоарта — Сергей Некозырев) — с красочными пышными костюмами. Еще до того, как начал играть оркестр, на суперзанавес транслировалась проекция, изображающая процесс компьютерного «моделирования» трех героев оперы, Тимура, Калафа и Лиу, оказавшихся по воле судьбы в государстве китайского императора и его жестокой дочери. Заданная с самого начала тема «решетки-матрицы» последовательно выдерживалась все представление: линии-кристаллы мерцали на заднике сцены.
Сценограф Вячеслав Окунев придумал три движущиеся двухъярусные металлические платформы, которые обрамляли иероглифы. Платформы могли становиться в один ряд, образуя своеобразную стену, а могли разъезжаться по сторонам, создавая подобие башен. Наверху этих конструкций располагались император и принцесса, застывшие в своем величии. Внизу же перемещался народ, контролирующая его стража, палачи, а также кордебалет, сопровождавший церемонии. Хореограф Антон Дорофеев параллельно с сюжетом выстроил хореографическое действо с экзотическими мужчинами, облаченными в длинные юбки, и изящными танцовщицами в прозрачных накидках.
Красочная внешняя мишура (спектакль получился действительно роскошным) не мешала раскрытию драмы, а именно — отношениям внутри треугольника, Турандот — Калаф — Лиу. Очарованный жестокой принцессой принц Калаф оказался не столько пылким любовником, сколько попавшим под обаяние высоких технологий персонажем, забывшим о своих близких ради мечты. Певший партию Калафа Вадим Бабич подчеркнул в своем герое лирическую мечтательность. Он спел в третьем акте знаменитую арию Nessun Dorma довольно сдержанно, без оглушительного форте.
Турандот, предмет страсти принца, возникала сначала как проекция огромной устрашающей маски, наблюдавшей за казнью незадачливого претендента на ее руку и сердце, но не разгадавшего загадки. Вживую принцесса появлялась уже во втором действии. Исполнившая эту партию Екатерина Краснова эффектно смотрелась в роскошном золотом одеянии, в ее голосе был необходимый металлический блеск, но не всегда хватало динамики.
Самым важным в режиссерской концепции персонажем стала рабыня Лиу, отдавшая свою жизнь ради любви к Калафу (кончиной этой героини заканчивается завершенная Пуччини партитура). Анастасии Овчинниковой удалось передать и трепетность, и внутреннюю экспрессию облаченной в белые одеяния героини, постоянно носящей кубик-аквариум с золотой рыбкой внутри. Он разбивается в момент гибели Лиу, свершения ее жертвы.
Узловые моменты спектакля были подчеркнуты светом, Ирина Вторникова создала символичную цветовую партитуру, подчеркивающую красоту музыки. Ведомый дирижером Андреем Ивановым оркестр сверкал изысканными тембрами, заполняя пространство зала, гибко подстраиваясь под певцов.
Гастроли в Мариинском стали первым серьезным выступлением в Северной столице Ростовского музыкального театра, который через два года будет отмечать четверть века со дня своего существования. Опыт оказался удачным, а значит, есть шанс, что сотрудничество с Мариинским продолжится и дальше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком «Гастроль ростовской Турандот».
Комментарии