Романс вдвоем
XIV международный фестиваль-конкурс «Три века классического романса» завершился в Академической капелле церемонией вручения наград и гала-концертом лауреатов.

Екатерина Санникова (справа) и Светлана Меланчук получили награды из рук народного артиста РФ Владимира Чернова. ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса
Романсы поют на всех, даже оперных, конкурсах, да и концертмейстеров отмечают разными призами тоже почти на всех международных состязаниях, во всяком случае в России. Но дуэты певца и пианиста, ему аккомпанирующего, оценивают в их художественной цельности только на этом конкурсе.
Чайковский, Рахманинов, Метнер, Дебюсси, Равель, не говоря о композиторах ХХ века, работавших в камерно-вокальном жанре, сочиняли не просто аккомпанемент, а равновеликую часть единого целого, зачастую технически невероятно сложную. И в конкурсном буклете «Трех веков классического романса» участники представлены сразу вдвоем. За четырнадцать «выпусков» фестиваля-конкурса ситуация с дуэтным жанром сильно изменилась в лучшую сторону.
На гала-концерте лауреатов молодые пианисты радовали своим концертмейстерским мастерством. Что до выступлений певцов-финалистов, то нельзя было не заметить мягкого нрава международного жюри, которое не поскупилось на щедрые авансы тем, кому следовало бы еще долго оттачивать свое мастерство... Француженка Элизабет Видаль в пламенном порыве заявила, что во Франции сегодня все плохо с камерной музыкой, а в России – ее небывалый расцвет.
Среди лауреатов оказались два представителя дальнего зарубежья – англичанка Джина Мэй Вальтер и француз Жан-Кристоф Ланьес. Джина Мэй, обладая не слишком большим и технически не совершенным голосом, подкупила точно выбранным репертуаром, помноженным на свободу исполнения и артистизм. Заглянув в ее краткую биографию, можно обнаружить, что девушка училась в знаменитой Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне, а в Берлине шлифует свое мастерство камерной певицы у самого Томаса Квастхоффа. Вместе с пианисткой Юлией Семеновой они поделили скромную премию в 40 тысяч рублей.
Парижанин Жан-Кристоф Ланьес вместе с пианисткой Анастасией Тимофеевой получили на двоих вторую премию, которая по нынешнему курсу рубля тоже невелика – 60 тысяч рублей. В биографии Ланьеса обнаружилась строка, где упоминался пианист Семен Скигин, член жюри, который, судя по всему, и порекомендовал французу приехать на петербургский конкурс. «Еврейскую песню» Равеля Жан-Кристоф не случайно выбрал для гала-концерта. Его не очень гибкий, хотя и в меру выразительный, чувственный голос в этой песне звучал, вероятно, наиболее выигрышно.
Произвела впечатление и Екатерина Санникова, обладательница первой премии 80 тысяч рублей на пару с пианисткой Светланой Меланчук. Но порадовала не салонной безделкой Шопена – песенкой «Моя баловница», исполненной на плохом польском языке, но песней «Мы с подружкою вдвоем» из цикла «Звонкие песни» Игоря Рогалева. Сопрано показала свой артистизм, разыграв невеселый монолог девушки, пострадавшей от нелюбви. А вот ее коллега по первой премии – сопрано Юлия Любимова (пианистка Ника Мельникова), обладающая крупным оперным голосом, разочаровала небрежностью как в обращении с интонацией, так и с немецким языком в хрестоматийной балладе «Лесной царь» Шуберта. Чуть интереснее она представила «Балладу о женщинах Парижа», но и там французский оставлял желать много лучшего.
Лирико-колоратурное сопрано Елизавета Бокова с харизматичным пианистом Александром Калининым исполнила «Амур» Рихарда Штрауса суетливо, за пределами хорошего вкуса и стиля и с отсутствующими согласными в немецком языке. Знаменитый «Соловей» Алябьева прозвучал как дежурный номер в русском ресторане. Жюри, вероятно, пленилось сочным верхним регистром исполнительницы, в котором она была беспечной и расточительной.
Обладатель еще одной первой премии – Эмиль Сакавов (пианистка Марина Алтухова) из Алма-Аты отлично, вкрадчиво спел «Финдлея» Свиридова на слова Бернса, а вот в «Тарантелле» Россини допустил слишком много небрежностей. Аккуратно, несколько жеманно выступила сопрано Мария Симакова с пианистом Станиславом Серебрянниковым. Выигрышнее слушалась комическая песня-сценка «Кукушка» Чайковского на слова Плещеева, чем итальянское «Обещание» Россини, исполнению не помешало бы больше стилистической стройности и хорошего итальянского.
Ноу-хау конкурса стало вручение премий современным композиторам, представившим свои сочинения в области вокальной лирики. Здесь отыскался целый букет молодых петербургских композиторов, к которым примкнул аргентинский француз Габриэль Сивак.
Фестиваль-конкурс «Три века классического романса», бесспорно, увеличивает интерес к камерно-вокальной музыке. Кроме конкурсных прослушиваний его программа включала девять концертов певцов разных поколений. Но за бортом внимания организаторов по-прежнему остается множество выдающихся мастеров этого жанра. Однако фестиваль не заканчивается и продолжает давать надежду на увлекательные программы, а главное – на искусство истинных мастеров.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5742) от 13.07.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии