Романс вдвоем

XIV международный фестиваль-конкурс «Три века классического романса» завершился в Академической капелле церемонией вручения наград и гала-концертом лауреатов.

Романс вдвоем | Екатерина Санникова (справа) и Светлана Меланчук получили награды из рук народного артиста РФ Владимира Чернова. ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

Екатерина Санникова (справа) и Светлана Меланчук получили награды из рук народного артиста РФ Владимира Чернова. ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

Романсы поют на всех, даже оперных, конкурсах, да и концертмейстеров отмечают разными призами тоже почти на всех международных состязаниях, во всяком случае в России. Но дуэты певца и пианиста, ему аккомпанирующего, оценивают в их художественной цельности только на этом конкурсе.

Чайковский, Рахманинов, Метнер, Дебюсси, Равель, не говоря о композиторах ХХ века, работавших в камерно-вокальном жанре, сочиняли не просто аккомпанемент, а равновеликую часть единого целого, зачастую технически невероятно сложную. И в конкурсном буклете «Трех веков классического романса» участники представлены сразу вдвоем. За четырнадцать «выпусков» фестиваля-конкурса ситуация с дуэтным жанром сильно изменилась в лучшую сторону.

На гала-концерте лауреатов молодые пианисты радовали своим концертмейстерским мастерством. Что до выступлений певцов-финалистов, то нельзя было не заметить мягкого нрава международного жюри, которое не поскупилось на щедрые авансы тем, кому следовало бы еще долго оттачивать свое мастерство... Француженка Элизабет Видаль в пламенном порыве заявила, что во Франции сегодня все плохо с камерной музыкой, а в России – ее небывалый расцвет.

Среди лауреатов оказались два представителя дальнего зарубежья – англичанка Джина Мэй Вальтер и француз Жан-Кристоф Ланьес. Джина Мэй, обладая не слишком большим и технически не совершенным голосом, подкупила точно выбранным репертуаром, помноженным на свободу исполнения и артистизм. Заглянув в ее краткую биографию, можно обнаружить, что девушка училась в знаменитой Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне, а в Берлине шлифует свое мастерство камерной певицы у самого Томаса Квастхоффа. Вместе с пианисткой Юлией Семеновой они поделили скромную премию в 40 тысяч рублей.

Парижанин Жан-Кристоф Ланьес вместе с пианисткой Анастасией Тимофеевой получили на двоих вторую премию, которая по нынешнему курсу рубля тоже невелика – 60 тысяч рублей. В биографии Ланьеса обнаружилась строка, где упоминался пианист Семен Скигин, член жюри, который, судя по всему, и порекомендовал французу приехать на петербургский конкурс. «Еврейскую песню» Равеля Жан-Кристоф не случайно выбрал для гала-концерта. Его не очень гибкий, хотя и в меру выразительный, чувственный голос в этой песне звучал, вероятно, наиболее выигрышно.

Произвела впечатление и Екатерина Санникова, обладательница первой премии 80 тысяч рублей на пару с пианисткой Светланой Меланчук. Но порадовала не салонной безделкой Шопена – песенкой «Моя баловница», исполненной на плохом польском языке, но песней «Мы с подружкою вдвоем» из цикла «Звонкие песни» Игоря Рогалева. Сопрано показала свой артистизм, разыграв невеселый монолог девушки, пострадавшей от нелюбви. А вот ее коллега по первой премии – сопрано Юлия Любимова (пианистка Ника Мельникова), обладающая крупным оперным голосом, разочаровала небрежностью как в обращении с интонацией, так и с немецким языком в хрестоматийной балладе «Лесной царь» Шуберта. Чуть интереснее она представила «Балладу о женщинах Парижа», но и там французский оставлял желать много лучшего.

Лирико-колоратурное сопрано Елизавета Бокова с харизматичным пианистом Александром Калининым исполнила «Амур» Рихарда Штрауса суетливо, за пределами хорошего вкуса и стиля и с отсутствующими согласными в немецком языке. Знаменитый «Соловей» Алябьева прозвучал как дежурный номер в русском ресторане. Жюри, вероятно, пленилось сочным верхним регистром исполнительницы, в котором она была беспечной и расточительной.

Обладатель еще одной первой премии – Эмиль Сакавов (пианистка Марина Алтухова) из Алма-Аты отлично, вкрадчиво спел «Финдлея» Свиридова на слова Бернса, а вот в «Тарантелле» Россини допустил слишком много небрежностей. Аккуратно, несколько жеманно выступила сопрано Мария Симакова с пианистом Станиславом Серебрянниковым. Выигрышнее слушалась комическая песня-сценка «Кукушка» Чайковского на слова Плещеева, чем итальянское «Обещание» Россини, исполнению не помешало бы больше стилистической стройности и хорошего итальянского.

Ноу-хау конкурса стало вручение премий современным композиторам, представившим свои сочинения в области вокальной лирики. Здесь отыскался целый букет молодых петербургских композиторов, к которым примкнул аргентинский француз Габриэль Сивак.

Фестиваль-конкурс «Три века классического романса», бесспорно, увеличивает интерес к камерно-вокальной музыке. Кроме конкурсных прослушиваний его программа включала девять концертов певцов разных поколений. Но за бортом внимания организаторов по-прежнему остается множество выдающихся мастеров этого жанра. Однако фестиваль не заканчивается и продолжает давать надежду на увлекательные программы, а главное – на искусство истинных мастеров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5742) от 13.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.