Роман с опереттой
В Театре музыкальной комедии прошла серия пышных международных гала-концертов с участием наших солистов и артистов Будапештского театра оперетты. Сильви Сенди дала интервью музыковеду Владимиру ДУДИНУ.
Сильви Сенди и Владимир Ярош. ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ
- Когда видишь вас на сцене, кажется, что поете и танцуете вы так же, как дышите. Любовь к оперетте у вас с детства?
- Признаюсь, до того момента, когда в 18 лет попала в студию Будапештского театра оперетты, я видела, возможно, всего один спектакль в этом жанре. Я тогда только начала знакомиться с ним, по-настоящему танцевать и петь. Но полностью согласна с вами, что для оперетты надо родиться.
- Помните начало своего романа с опереттой?
- Я собиралась поступать в музыкальный вуз на хоровое дирижирование и теорию музыки, но меня не приняли. И я отправилась в Будапештский театр оперетты в студию, куда меня сразу взяли. Обучение там продолжалось три года. Глядя на однокурсников, я понимала, что они чуть ли не с детства занимались этим жанром, и решила, что не буду терять времени - встану к балетному станку в классе и нагоню то, чего мне не хватало.
- Студия дала вам возможность стать опереточной актрисой?
- Да, я получила диплом и в 21 год вошла в состав труппы театра. Но потом окончила еще и Университет театрального искусства.
- Ваш яркий, запоминающийся голос еще азартнее звучит, когда вы кружитесь с партнером в каскадном вихре. Вас в этой студии учили особой координации пения и движения?
- Спасибо, но этому учишься не только на протяжении трех лет, конечно. Этот жанр артист учит и осваивает столько, сколько в нем работает. Я, например, училась на примере выдающейся актрисы Марики Освальд, которую знают во всем мире. Свое искусство я унаследовала от нее. Сложность ведь состоит в том, что, когда артист может делать свои трюки на «раз-два», он уже оказывается в почтенном возрасте. Я, конечно, была весьма успешной на уроках физкультуры, но не одной из лучших. Всего добиваешься тренингом - можно попробовать, например, бегать по лестнице и петь шимми, тогда организм просто привыкнет к этому. Танцы мы репетируем в балетном классе до тех пор, пока они не получаются. А то, что не получается, мы доводим до ума позже. Когда же я готовилась к выступлению в таких спектаклях, как «Страна улыбок» Легара, где исполняла роль маленькой Ми, в опереттах Штрауса или Оффенбаха, где нельзя было обойтись без техники бельканто, я брала уроки пения не два раза в неделю, а намного чаще.
- Я очень люблю артистов нашего Театра музыкальной комедии, но, когда вижу, как головокружительно исполняют танцевальные номера венгры, понимаю, что в этой искрометности заключена разница менталитетов.
- А мне очень нравится, как работают петербургские солисты, за которыми я наблюдаю вот уже более десяти лет, на протяжении которых тесно сотрудничают будапештский и петербургский театры. Ольга Лозовая, Владимир Ярош, Иван Корытов прекрасно координируют танец и голос. Ольга является для меня примером, у нее очень красивые движения. А уж арии бонвивана или примадонны никто не споет так, как поют русские певцы.
- То есть это сотрудничество двух театров вас обогащает?
- Мне кажется, оба театра очень многому научились друг у друга. Наши театры превратились в одну большую семью: артисты из Петербурга приезжают в Будапешт, как к себе домой, и нас принимают здесь очень тепло. Меня лично восхищает тот факт, что мой коллега Жолт Вадас исполнил здесь на русском языке оперетту «Страна улыбок» Легара. Я бы тоже хотела когда-нибудь выступить здесь, это моя мечта.
- Насколько оперетта популярна в Будапеште? Мюзикл ее не вытесняет?
- Мы, венгры, считаем, что оперетта - наша, она входит в так называемый свод национальных ценностей хунгарикум. Как говорят, паприка у нас в крови. Чардашу везде учатся, а венгры с ним рождаются. Но, например, «Сильва» - самая известная оперетта Кальмана - стала такой успешной и знаменитой, потому что композитор очень удачно сочетал в ней и чардаш, и фокстрот, и цыганские напевы, и вальс. Это музыка всего мира. Будь моя воля, я бы собрала в «Сильве» состав из исполнителей разных национальностей. Мюзикл оперетте абсолютно не мешает. Зрители, которые приходят на мюзикл, могут видеть среди его артистов тех, кто поет в оперетте, влюбляясь поочередно в оба жанра. У нас, в Будапеште, по крайней мере это происходит именно так.
Популярность оперетты неоспорима. Люди никогда не вырастают настолько, чтобы переставать любить сказки, чтобы на эти три часа, пока длится оперетта, не стремиться забыть о проблемах и заботах повседневности. В театре оперетты все сложности преодолеваются с легкостью. Да и главная тема оперетты - любовь, а эта тема занимает всех - от нуля до 99 лет.
Комментарии