Роковая власть и море

На Новой сцене Мариинского театра состоялась вторая оперная премьера сезона – «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди в постановке итальянской команды во главе с Андреа Де Роза, режиссером и художником-постановщиком в одном лице.

Роковая власть и море | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Спектакль приехал в Петербург из Венеции, из легендарного театра «Ла Фениче», где в минувшем сезоне был поставлен в копродукции с генуэзским оперным театром «Карло Феличе». Именно в «Ла Фениче» в 1857 году состоялась мировая премьера первой редакции «Симона Бокканегры». Спустя 159 лет в Мариинском театре была представлена вторая редакция, которую Верди подготовил к миланской премьере в 1881 году. В Мариинском театре эту оперу поставили впервые.

Что могло стать причиной долгого забвения этого шедевра в России, остается лишь гадать. Вероятнее всего, не только необходимость сразу нескольких сильных мужских голосов.

Верди живо интересовался психологией и философией власти. Он стремился влиять своими операми на умы, поскольку революционные настроения в Италии той поры не прекращались ни на минуту. Уже в прологе «Симона Бокканегры» главной линией звучит мотив заговора плебеев против патрициев. Симон – корсар, эдакий благородный пират. Симона «продвигает» во власть плебей Паоло Альбиани, который вскоре станет его отравителем.

Впрочем, пересказать сюжет этой оперы немногим проще, чем запутанный сюжет «Трубадура», что и неудивительно – либретто написано по романам одного и того же автора – романтика Антонио Гарсиа Гутьерреса. К линии заговорщиков в прологе оперы добавляется женская линия, связанная с образом Марии, возлюбленной Симона, дочери патриция Якопо Фиеско. Фиеско всячески противится этой неравной связи, а потому держит Марию взаперти. Бокканегре по душе морские просторы, а не душные дворцовые своды, однако он готов стать дожем, чтобы обвенчаться с Марией. По злой воле Мария умирает. И в тот же момент Симона провозглашают дожем.

Режиссер наглядно скрепил эти мотивы, связав в тугой узел идею роковой власти. Опера началась со смерти Марии на руках у главного героя – и смертью Симона в объятьях призрака Марии она завершилась.

Вероятно, благодаря запутанности сюжета режиссер Андреа Де Роза не стал сооружать никаких ребусов, пойдя навстречу публике. Для первого знакомства с неизвестной оперой лучше всего увидеть ее такой, какой задумал композитор. При этом нельзя сказать, что в Мариинском театре появилась скучная музейная постановка.

Главная визуальная идея спектакля – идея преодоления преграды на пути к свободе. Роль преграды, мешающей насладиться видом Лигурийского моря, сыграла тяжелая стена-трансформер по центру сцены. В финале она медленно открылась, словно жалюзи, явив глазам морскую даль и ослепительный восход солнца. Драматургия трехактной оперы выстроилась от мрака к свету: в финале умирающий Симон Бокканегра передал бразды правления молодому Габриэле Адорно, возлюбленному его дочери, тоже Марии.

На протяжении спектакля невозможно было отделаться от мысли о том, насколько важным оказалось это сочинение для Верди, который написал после этого еще шесть масштабных полотен. В «Симоне Бокканегра» можно услышать не только с десяток мелодий и ритмов, знакомых по предыдущим операм, но и узнать мотивы шедевров, появившихся после.

«Бокканегра» начинается плавно с тихого вступления, словно по морской глади вводя слушателя в действо. И все последующее развитие – это отсутствие назойливых тутти, постоянное моделирование декламационных ситуаций с деликатным и предельно выразительным оркестровым сопровождением. Индивидуализированы тембры. Здесь – абсолютное блаженство для думающих певцов. Обилие монологов и диалогов дает им уникальный шанс проявить себя актерами в исторической драме.

Валерий Гергиев не упустил возможность выступить в роли дирижера-психолога, которому композитор предложил рассматривать темные пейзажи души на фоне благословенной Лигурии. На премьерном спектакле мы стали свидетелями нескончаемых звуковых откровений.

Режиссер предложил вполне традиционное решение мизансцен, в которых певцы сумели раскрыть свой артистический потенциал. Главным магнитом как для зрителей, так и для партнеров оставался бас Ферруччо Фурланетто, который в прологе предстал как герой античной трагедии. Голос 66-летнего певца поражал силой, свежестью, объемом, наполненностью чувствами и смыслом. От него не отставало и молодое поколение мариинских солистов, где флагманом оказался баритон Владислав Сулимский в титульной партии. Он чувствовал себя как рыба в воде вердиевского стиля. Антиподом – отравителем Паоло Альбиани блистательно предстал баритон Роман Бурденко. Разными в силу природных свойств, но одинаково трепетными Амелиями Гримальди оказались сопрано Виктория Ястребова и Ирина Чурилова. А вот у теноров был несколько неравный расклад сил по причине разного возраста и опыта исполнителей.

В блиц-интервью журналистам после премьеры маэстро пообещал, что в этом спектакле в заглавной партии уже в нынешнем сезоне, возможно, выйдет сам Пласидо Доминго, перешедший на баритоновый репертуар. А 20 февраля в партии Амелии появится Татьяна Сержан.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.