Роковая карта для безумца

В новой картине «Дама пик» кинорежиссер Павел Лунгин продолжил исследовать свою любимую тему: природу одержимости и страсти. На сей раз он сосредоточился на разрушительном желании молодого оперного артиста стать пушкинским Германном не только на сцене, но и в жизни. Получилась современная притча о безумии, ибо невозможно стать Германном, не проиграв.

Роковая карта для безумца |

Вернувшись в Россию после долгих лет эмиграции, звезда оперной сцены София Майер (Ксения Раппопорт) намеревается поставить «Пиковую даму» Чайковского. Когда-то она дебютировала в роли Лизы, а теперь хочет исполнить партию старой графини на той же сцене. В роли Лизы она видит свою племянницу, в роли Германа - заслуженного артиста театра. Молодой тенор Андрей (Иван Янковский, продолжатель известной актерской династии) взбешен выбором Софии. Только себя он видит в главной роли и готов ради этого на все. Он пытается доказать Софии, что он и есть настоящий Германн и что он сможет выиграть там, где пушкинский герой проиграл.

Фильм задумывался как международный проект, на английском языке. На роль оперной дивы рассматривали Николь Кидман и Уму Турман. В роли олигарха, старого друга Софии, авторы видели Рэйфа Файнса. Сценарий писал оскароносец Дэвид Сайдлер. Но после долгих проволочек проект стал русским: на главную роль утвердили Ксению Раппопорт, олигархом Олегом стал актер МХТ Игорь Миркурбанов (еще до ГИТИСа он закончил Новосибирскую консерваторию по специальности дирижер симфонического оркестра), сценарий писали четверо авторов, включая режиссера Лунгина.

Картина похожа на слоеный пирог: ее фабула базируется на сюжете оперы Чайковского «Пиковая дама», которая в свою очередь создана по одноименному произведению Пушкина. Фильм раскрывает и свой собственный оригинальный сюжет, развивающийся в современном мегаполисе на фоне сегодняшних реалий. Можно сказать, что фильм ориентирован и на массового, и на элитарного зрителя. Он предполагает наличие хотя бы элементарного уровня знания русской литературы и определенный интерес к оперному пению. Вместе с тем смешение жанров триллера и драмы привлечет публику, не равнодушную к зрелищным кровавым сценам в кино и к мистической составляющей.

Аллюзий и отсылок к классической русской литературе в «Даме пик» обнаруживается множество. Здесь находят отражение популярные темы русской прозы XIX века: любовь и ревность, шальные деньги и азарт игры, слава и пороки и т. д. Психологический настрой картины апеллирует к произведениям Гоголя и Достоевского.

Но наибольшее сходство у фильма Лунгина с «Черным лебедем» Даррена Аронофски, который тоже основан на произведении Чайковского. Героиня Натали Портман, как и Андрей в фильме Лунгина, одержима и путает реальность с вымыслом. Но различие между картинами существенное: в «Черном лебеде» акцент делается на одержимости героини художественным образом и страстью к его идеальному воплощению на сцене. В «Даме пик» все смещено в сторону одержимости деньгами, выигрышем.

События фильма происходят в Москве, но представлена она с определенной долей условности и типизации. О Москве приходится судить в основном по огромному пространству загородного особняка с бассейном, принадлежащего олигарху Олегу, другу Софии. Особняк поражает вычурностью стиля и китчем, что делает штампованным и сам образ олигарха, владеющего подпольным казино под прикрытием супермаркета. Не обошлось в фильме и без бандитских группировок, раз дело касается казино. Они якобы различаются по «национальности» (русская, кавказская, азиатская), но действуют заодно. Бандиты вообще занимают не последнее место в фильме, они такие банальные, что сцены с их присутствием уводят жанр триллера в трагикомедию.

Декорации оперной сцены с лунной поверхностью и гигантскими розами в свою очередь напоминают о недавних премьерах Большого театра и погружают в иную сказочную реальность. Постановка «Пиковой дамы» на оперной сцене - самая красивая часть фильма.

Гротескная София Майер Ксении Раппопорт - блистательная исполнительница оперных арий, купающаяся в лучах славы, она же дьяволица, провокатор, подчиняющий всех вокруг своей воле, она же страстный игрок в казино, роковая обольстительница, женщина, истосковавшаяся по любви... Образ дробится - цель дивы не очевидна, поступки часто лишены логики, но это точно не вина актрисы.

Молодой тенор в исполнении Ивана Янковского внешне больше похож на Раскольникова, чем на Германна. Его персонаж обладает уникальным голосом, сила которого заставляет взрываться лампочки. Но с самого начала певец полон комплексов, безумной жажды денег и славы. Но в этом молодом безумце, увы, нет обаяния, и ему не слишком сочувствуешь. Интересная деталь - в квартире Андрея есть стул с очень высокой спинкой. В кино такие стулья часто являются дополнительным элементом образов комических сумасбродных героев с ущемленным эго, мнящих себя теми, кем они не являются. Поступки Андрея вкупе с манерой строить фразы, заставляющей вспомнить о резидентах Comedy Club, в какой-то момент делают его комическим, а не трагическим героем.

Актеры, разумеется, поют не своими голосами. Главные партии за них исполнили молодые солисты Большого театра. В интервью драматические артисты рассказывали, что брали консультации у мастеров оперы Большого театра, занимались вокалом у Дмитрия Вдовина, худрука Молодежной оперной программы, слушали записи певцов, смотрели видео оперы «Пиковая дама». Но и после таких занятий они, к сожалению, порой не попадают в фонограмму. Исполнение оперных арий требует серьезного напряжения связок. В фильме заметно, что актеры поют не в полную силу, и, к сожалению, это усиливает впечатление, что для героев игра в казино все-таки важнее, чем игра на сцене.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5834) от 21.11.2016.


Комментарии