Рококо в Передней
В Китайском дворце Ораниенбаума завершился очередной этап реставрационных работ. Посетители смогли увидеть Переднюю. Скромное название одного из дворцовых интерьеров связано с его предназначением. В XVIII веке здесь располагался вход во дворец.

У Екатерины было все красиво.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Интерьеры Китайского дворца, созданного по проекту Антонио Ринальди, уникальны. Принцип реставрации таких объектов – консервация, расчистка и укрепление всего, что сохранилось до наших дней. Плюс необходимость вписать в неприспособленное для этого тело памятника современное оборудование, позволяющее круглый год поддерживать необходимый климат.
Все это невозможно без высокого мастерства реставраторов и серьезных финансовых вложений. Об этом на церемонии по случаю завершения очередного этапа восстановления Китайского дворца говорила директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. В частности, она благодарила ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», которое взяло на себя финансирование ремонта фасадов и кровли дворца, реставрации и консервации интерьеров, гидроизоляции фундамента и других инженерных решений.
Дорогой и сложный проект разделили на несколько этапов. Первыми в 2011 году для публики открылись Большая антикамера, Голубая гостиная, зал Муз и знаменитый Стеклярусный кабинет.
Прошлым летом посетители смогли войти в Розовую гостиную и Гардеробную, реставрация которых длилась полтора года.
Розовая гостиная связывала анфиладу парадных залов с половиной великого князя Павла. Оформление интерьера – паркет, лепнина, плафон сохранились в первоначальном виде. И в Гардеробной – «комнате, где пудрились» – к XVIII столетию относятся живописный плафон, резной орнамент стен. Реставраторы восстановили исторические цвета отделки помещений. Впервые с послевоенного времени были демонтированы плафоны. После удаления поздних записей открылись первоначальные краски и авторская подпись – Гаспаро Дициани.
Тот, кто уже успел побывать в Розовой гостиной и Гардеробной, заметит, что убранство этих залов дополнили произведения декоративно-прикладного искусства. В Розовую гостиную вернулся гарнитур, специально созданный для этого зала. В Гардеробной появились три отреставрированных кресла, купленные для Китайского дворца в 1768 году еще при Екатерине. Свое историческое место в Стеклярусном кабинете занял мозаичный консольный столик – признанный шедевр эпохи рококо.
И, наконец, зал, который посетители Китайского дворца для себя только открывают, – Передняя. Здесь сохранилась отделка XIX века. Тогда недолговечные обои заменили живописными холстами. Их натянули на подрамники и почти два столетия не снимали. На этот раз было получено разрешение на демонтаж. Выполненные неизвестным художником композиции «Диана и Актеон», «Пейзаж с руинами» накатали на валы и реставрировали в Катальной горке, где климат почти как в Китайском дворце. Холсты, краски на которых стали заметно нежнее, вернули на «родные» подрамники и установили на место. Схему их расположения реставраторы спрятали за полотнами, чтобы в последующем облегчить работу коллегам.
Интерьер Передней дополняют живописный плафон XVIII века работы Якопо Гуарана «Аполлон и изящные искусства» и небольшие редкой красоты камины, богато декорированные в стиле рококо.
Пока отреставрирована треть интерьеров Китайского дворца. К завершению нынешнего сезона посетителей примет Большой зал, куда ведет дверь из Передней.
На 2016 – 2017 годы намечено завершение реставрации так называемой половины Павла – Штофной опочивальни, Будуара и Кабинета.
О сроках дальнейшей реставрации говорить пока рано. Своей очереди дожидаются, к примеру, Большой и Малый китайские кабинеты, где есть отделка маркетри (инкрустация деревом по дереву). Таких объектов на всю Европу несколько. Методики реставрации разрабатываются.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии