Рококо в Передней

В Китайском дворце Ораниенбаума завершился очередной этап реставрационных работ. Посетители смогли увидеть Переднюю. Скромное название одного из дворцовых интерьеров связано с его предназначением. В XVIII веке здесь располагался вход во дворец.

Рококо в Передней | У Екатерины было все красиво.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У Екатерины было все красиво.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интерьеры Китайского дворца, созданного по проекту Антонио Ринальди, уникальны. Принцип реставрации таких объектов – консервация, расчистка и укрепление всего, что сохранилось до наших дней. Плюс необходимость вписать в неприспособленное для этого тело памятника современное оборудование, позволяющее круглый год поддерживать необходимый климат.

Все это невозможно без высокого мастерства реставраторов и серьезных финансовых вложений. Об этом на церемонии по случаю завершения очередного этапа восстановления Китайского дворца говорила директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. В частности, она благодарила ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», которое взяло на себя финансирование ремонта фасадов и кровли дворца, реставрации и консервации интерьеров, гидроизоляции фундамента и других инженерных решений.

Дорогой и сложный проект разделили на несколько этапов. Первыми в 2011 году для публики открылись Большая антикамера, Голубая гостиная, зал Муз и знаменитый Стеклярусный кабинет.

Прошлым летом посетители смогли войти в Розовую гостиную и Гардеробную, реставрация которых длилась полтора года.

Розовая гостиная связывала анфиладу парадных залов с половиной великого князя Павла. Оформление интерьера – паркет, лепнина, плафон сохранились в первоначальном виде. И в Гардеробной – «комнате, где пудрились» – к XVIII столетию относятся живописный плафон, резной орнамент стен. Реставраторы восстановили исторические цвета отделки помещений. Впервые с послевоенного времени были демонтированы плафоны. После удаления поздних записей открылись первоначальные краски и авторская подпись – Гаспаро Дициани.

Тот, кто уже успел побывать в Розовой гостиной и Гардеробной, заметит, что убранство этих залов дополнили произведения декоративно-прикладного искусства. В Розовую гостиную вернулся гарнитур, специально созданный для этого зала. В Гардеробной появились три отреставрированных кресла, купленные для Китайского дворца в 1768 году еще при Екатерине. Свое историческое место в Стеклярусном кабинете занял мозаичный консольный столик – признанный шедевр эпохи рококо.

И, наконец, зал, который посетители Китайского дворца для себя только открывают, – Передняя. Здесь сохранилась отделка XIX века. Тогда недолговечные обои заменили живописными холстами. Их натянули на подрамники и почти два столетия не снимали. На этот раз было получено разрешение на демонтаж. Выполненные неизвестным художником композиции «Диана и Актеон», «Пейзаж с руинами» накатали на валы и реставрировали в Катальной горке, где климат почти как в Китайском дворце. Холсты, краски на которых стали заметно нежнее, вернули на «родные» подрамники и установили на место. Схему их расположения реставраторы спрятали за полотнами, чтобы в последующем облегчить работу коллегам.

Интерьер Передней дополняют живописный плафон XVIII века работы Якопо Гуарана «Аполлон и изящные искусства» и небольшие редкой красоты камины, богато декорированные в стиле рококо.

Пока отреставрирована треть интерьеров Китайского дворца. К завершению нынешнего сезона посетителей примет Большой зал, куда ведет дверь из Передней.

На 2016 – 2017 годы намечено завершение реставрации так называемой половины Павла – Штофной опочивальни, Будуара и Кабинета.

О сроках дальнейшей реставрации говорить пока рано. Своей очереди дожидаются, к примеру, Большой и Малый китайские кабинеты, где есть отделка маркетри (инкрустация деревом по дереву). Таких объектов на всю Европу несколько. Методики реставрации разрабатываются.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.


Комментарии