Рококо в Передней

В Китайском дворце Ораниенбаума завершился очередной этап реставрационных работ. Посетители смогли увидеть Переднюю. Скромное название одного из дворцовых интерьеров связано с его предназначением. В XVIII веке здесь располагался вход во дворец.

Рококо в Передней | У Екатерины было все красиво.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У Екатерины было все красиво.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интерьеры Китайского дворца, созданного по проекту Антонио Ринальди, уникальны. Принцип реставрации таких объектов – консервация, расчистка и укрепление всего, что сохранилось до наших дней. Плюс необходимость вписать в неприспособленное для этого тело памятника современное оборудование, позволяющее круглый год поддерживать необходимый климат.

Все это невозможно без высокого мастерства реставраторов и серьезных финансовых вложений. Об этом на церемонии по случаю завершения очередного этапа восстановления Китайского дворца говорила директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. В частности, она благодарила ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», которое взяло на себя финансирование ремонта фасадов и кровли дворца, реставрации и консервации интерьеров, гидроизоляции фундамента и других инженерных решений.

Дорогой и сложный проект разделили на несколько этапов. Первыми в 2011 году для публики открылись Большая антикамера, Голубая гостиная, зал Муз и знаменитый Стеклярусный кабинет.

Прошлым летом посетители смогли войти в Розовую гостиную и Гардеробную, реставрация которых длилась полтора года.

Розовая гостиная связывала анфиладу парадных залов с половиной великого князя Павла. Оформление интерьера – паркет, лепнина, плафон сохранились в первоначальном виде. И в Гардеробной – «комнате, где пудрились» – к XVIII столетию относятся живописный плафон, резной орнамент стен. Реставраторы восстановили исторические цвета отделки помещений. Впервые с послевоенного времени были демонтированы плафоны. После удаления поздних записей открылись первоначальные краски и авторская подпись – Гаспаро Дициани.

Тот, кто уже успел побывать в Розовой гостиной и Гардеробной, заметит, что убранство этих залов дополнили произведения декоративно-прикладного искусства. В Розовую гостиную вернулся гарнитур, специально созданный для этого зала. В Гардеробной появились три отреставрированных кресла, купленные для Китайского дворца в 1768 году еще при Екатерине. Свое историческое место в Стеклярусном кабинете занял мозаичный консольный столик – признанный шедевр эпохи рококо.

И, наконец, зал, который посетители Китайского дворца для себя только открывают, – Передняя. Здесь сохранилась отделка XIX века. Тогда недолговечные обои заменили живописными холстами. Их натянули на подрамники и почти два столетия не снимали. На этот раз было получено разрешение на демонтаж. Выполненные неизвестным художником композиции «Диана и Актеон», «Пейзаж с руинами» накатали на валы и реставрировали в Катальной горке, где климат почти как в Китайском дворце. Холсты, краски на которых стали заметно нежнее, вернули на «родные» подрамники и установили на место. Схему их расположения реставраторы спрятали за полотнами, чтобы в последующем облегчить работу коллегам.

Интерьер Передней дополняют живописный плафон XVIII века работы Якопо Гуарана «Аполлон и изящные искусства» и небольшие редкой красоты камины, богато декорированные в стиле рококо.

Пока отреставрирована треть интерьеров Китайского дворца. К завершению нынешнего сезона посетителей примет Большой зал, куда ведет дверь из Передней.

На 2016 – 2017 годы намечено завершение реставрации так называемой половины Павла – Штофной опочивальни, Будуара и Кабинета.

О сроках дальнейшей реставрации говорить пока рано. Своей очереди дожидаются, к примеру, Большой и Малый китайские кабинеты, где есть отделка маркетри (инкрустация деревом по дереву). Таких объектов на всю Европу несколько. Методики реставрации разрабатываются.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.