Главная городская газета

РНБ встала на рельсы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
РНБ встала на рельсы | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, что у Парка Победы, проложили... железную дорогу. Не настоящую, конечно, но и не игрушечную. Вполне себе достаточную рельсовую магистраль, по которой ходят «поезда», доставляющие книги из хранилищ читателям. Это раньше можно было представить себе библиотекаря с тележкой, который толкал ее перед собой по бесконечным длинным коридорам, к тому же еще спускаясь и поднимаясь с этажа на этаж...

Теперь по рельсам в оба конца бегут составы из мини-вагонеток, в каждой из которых - специальный контейнер с книгами. Рельсы проложены где вдоль стен, где по потолку, и тогда вагонетки едут вверх ногами. Чудо техники: при этом книги не вываливаются из контейнеров!

- Это действительно настоящая железная дорога, которая полностью автоматизирована и управляется компьютерной системой, - поясняет гендиректор РНБ Александр Вислый. - Со стрелками, которые тоже переводятся автоматически. Вертикальные и горизонтальные шахты доставки книг снабжены специальными противопожарными заглушками. Система очень сложная и дорогая. Но она стоит того, поскольку речь идет о безопасности.

От самого дальнего хранилища до места выдачи книг читателям - около двух с половиной километров рельсов. Движение «поездов» - в двух направлениях: из хранилища к читателю и обратно. Все рассчитано и учтено. Встречное движение «составов» регулируется, чтобы не было пробок, как на улицах...

Официально все это называется автоматизированной транспортной системой адресной доставки документов. Это важнейшая часть оборудования второй очереди нового здания РНБ, которая вот-вот должна войти в строй. Когда именно? Александр Вислый отвечает, не называя конкретной даты: в первом квартале нынешнего года. Добавим, что завершение строительства произошло почти на десять лет позже плановых сроков и в общей сложности длилось семнадцать лет.

Во второй очереди расположено 52 хранилища - на двенадцать с половиной миллионов печатных экземпляров.

- Зачем так много? А вот посчитайте сами: в нашей стране выпускается порядка 120 тысяч названий книг и брошюр в год плюс еще всевозможные периодические издания. Это в три раза больше, чем в советское время. Только вот тиражи у них по сравнению с той эпохой мизерные. Но два обязательных экземпляра любой печатной продукции должны поступить к нам. Того хранилища, которое мы начинаем осваивать, нам хватит как минимум на пятнадцать лет. В лучшем случае - на двадцать. А потом придется думать о строительстве еще одного здания, - говорит Александр Вислый.

Хранилище еще не сдано, полностью все документы не подписаны, но книги уже завозят. Это, по словам гендиректора, нормальный процесс. Автоматическая система пожаротушения действует, а вот температурно-влажностный режим придется отлаживать еще долго. В хранилище должно быть 18 (плюс-минус полтора градуса, не более), относительная влажность - 50%. Причем при любой погоде за окном. Больше влажности - уменьшается механическая прочность бумаги, ускоряется процесс ее старения, «просыпаются» биологические вредители. Меньше - происходит высыхание и деформация книг.

- В пустом хранилище все в порядке: и температура, и влажность. Завозим книги - они сразу начинают забирать влагу из воздуха, и начинается подстройка всего оборудования. Мгновенно настроить режим не удастся. В национальной библиотеке Франции выход на оптимальный температурно-влажностный режим занял пятнадцать лет. Мы все-таки надеемся справиться быстрее - по крайней мере за один-два года, - отмечает Вислый.

На наших глазах специалисты замерили показатели в одном из новых залов. Получилось 20 градусов тепла (почти нормально!) и 27% относительной влажности - почти в два раза меньше, чем требуется.

- Только после того как хранилище будет загружено полностью и книги впитают в себя всю влагу из воздуха, мы начнем искусственно повышать ее содержание. Потребуется специальное оборудование, - пояснил гендиректор.

Когда вторая очередь РНБ заработает в полную силу, сюда будут поступать все новые книги, которые приходят в библиотеку. Соответственно, из главного здания, с Садовой, переедут часть сотрудников. Кстати, в перспективе и дирекция тоже. Кроме того, здесь, на Московском, будут собраны книги из других хранилищ РНБ, разбросанных по городу.

Разумеется, неизбежно встает вопрос о будущем главного здания. По мнению Александра Вислого, есть только один «нормальный вариант»: там должно остаться самое ценное - редкие книги, рукописи, эстампы, карты и значительная часть русского фонда. Кроме того, там будет обеспечен доступ к новой литературе в электронном виде. А само здание освободят от следов «уплотнения», восстановят его исторический облик. Не забудем: в первом корпусе Публички (он называется по имени построившего его архитектора - корпус Соколова), рассчитанном на 350 тыс. книг, сейчас их хранится порядка пяти миллионов.

- На мой взгляд, и для главного здания вариант один: поэтапный ремонт хранилищ, после каждого шага - устройство автоматических систем пожаротушения и температурно-влажностного контроля, - пояснил гендиректор. - Однако для начала работ нужно решение Министерства культуры. В феврале оно проводит специальную коллегию по развитию РНБ. Проблема в том, что Минкульт вынужден смотреть на общую ситуацию и решать, куда потратить деньги: то ли на срочное строительство нового хранилища РГБ, где новые поступления просто негде размещать, то ли на реконструкцию РНБ.

Что же касается административного объединения РНБ и РГБ, возможность которого взбудоражила многих год назад, то, как отметил Александр Вислый, вопрос снят с повестки дня и более не поднимается. Сейчас речь идет о создании объединенных виртуальных ресурсов двух библиотек - единых электронного каталога и электронной библиотеки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook