РНБ встала на рельсы

В новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, что у Парка Победы, проложили... железную дорогу. Не настоящую, конечно, но и не игрушечную. Вполне себе достаточную рельсовую магистраль, по которой ходят «поезда», доставляющие книги из хранилищ читателям. Это раньше можно было представить себе библиотекаря с тележкой, который толкал ее перед собой по бесконечным длинным коридорам, к тому же еще спускаясь и поднимаясь с этажа на этаж...

РНБ встала на рельсы | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Теперь по рельсам в оба конца бегут составы из мини-вагонеток, в каждой из которых - специальный контейнер с книгами. Рельсы проложены где вдоль стен, где по потолку, и тогда вагонетки едут вверх ногами. Чудо техники: при этом книги не вываливаются из контейнеров!

- Это действительно настоящая железная дорога, которая полностью автоматизирована и управляется компьютерной системой, - поясняет гендиректор РНБ Александр Вислый. - Со стрелками, которые тоже переводятся автоматически. Вертикальные и горизонтальные шахты доставки книг снабжены специальными противопожарными заглушками. Система очень сложная и дорогая. Но она стоит того, поскольку речь идет о безопасности.

От самого дальнего хранилища до места выдачи книг читателям - около двух с половиной километров рельсов. Движение «поездов» - в двух направлениях: из хранилища к читателю и обратно. Все рассчитано и учтено. Встречное движение «составов» регулируется, чтобы не было пробок, как на улицах...

Официально все это называется автоматизированной транспортной системой адресной доставки документов. Это важнейшая часть оборудования второй очереди нового здания РНБ, которая вот-вот должна войти в строй. Когда именно? Александр Вислый отвечает, не называя конкретной даты: в первом квартале нынешнего года. Добавим, что завершение строительства произошло почти на десять лет позже плановых сроков и в общей сложности длилось семнадцать лет.

Во второй очереди расположено 52 хранилища - на двенадцать с половиной миллионов печатных экземпляров.

- Зачем так много? А вот посчитайте сами: в нашей стране выпускается порядка 120 тысяч названий книг и брошюр в год плюс еще всевозможные периодические издания. Это в три раза больше, чем в советское время. Только вот тиражи у них по сравнению с той эпохой мизерные. Но два обязательных экземпляра любой печатной продукции должны поступить к нам. Того хранилища, которое мы начинаем осваивать, нам хватит как минимум на пятнадцать лет. В лучшем случае - на двадцать. А потом придется думать о строительстве еще одного здания, - говорит Александр Вислый.

Хранилище еще не сдано, полностью все документы не подписаны, но книги уже завозят. Это, по словам гендиректора, нормальный процесс. Автоматическая система пожаротушения действует, а вот температурно-влажностный режим придется отлаживать еще долго. В хранилище должно быть 18 (плюс-минус полтора градуса, не более), относительная влажность - 50%. Причем при любой погоде за окном. Больше влажности - уменьшается механическая прочность бумаги, ускоряется процесс ее старения, «просыпаются» биологические вредители. Меньше - происходит высыхание и деформация книг.

- В пустом хранилище все в порядке: и температура, и влажность. Завозим книги - они сразу начинают забирать влагу из воздуха, и начинается подстройка всего оборудования. Мгновенно настроить режим не удастся. В национальной библиотеке Франции выход на оптимальный температурно-влажностный режим занял пятнадцать лет. Мы все-таки надеемся справиться быстрее - по крайней мере за один-два года, - отмечает Вислый.

На наших глазах специалисты замерили показатели в одном из новых залов. Получилось 20 градусов тепла (почти нормально!) и 27% относительной влажности - почти в два раза меньше, чем требуется.

- Только после того как хранилище будет загружено полностью и книги впитают в себя всю влагу из воздуха, мы начнем искусственно повышать ее содержание. Потребуется специальное оборудование, - пояснил гендиректор.

Когда вторая очередь РНБ заработает в полную силу, сюда будут поступать все новые книги, которые приходят в библиотеку. Соответственно, из главного здания, с Садовой, переедут часть сотрудников. Кстати, в перспективе и дирекция тоже. Кроме того, здесь, на Московском, будут собраны книги из других хранилищ РНБ, разбросанных по городу.

Разумеется, неизбежно встает вопрос о будущем главного здания. По мнению Александра Вислого, есть только один «нормальный вариант»: там должно остаться самое ценное - редкие книги, рукописи, эстампы, карты и значительная часть русского фонда. Кроме того, там будет обеспечен доступ к новой литературе в электронном виде. А само здание освободят от следов «уплотнения», восстановят его исторический облик. Не забудем: в первом корпусе Публички (он называется по имени построившего его архитектора - корпус Соколова), рассчитанном на 350 тыс. книг, сейчас их хранится порядка пяти миллионов.

- На мой взгляд, и для главного здания вариант один: поэтапный ремонт хранилищ, после каждого шага - устройство автоматических систем пожаротушения и температурно-влажностного контроля, - пояснил гендиректор. - Однако для начала работ нужно решение Министерства культуры. В феврале оно проводит специальную коллегию по развитию РНБ. Проблема в том, что Минкульт вынужден смотреть на общую ситуацию и решать, куда потратить деньги: то ли на срочное строительство нового хранилища РГБ, где новые поступления просто негде размещать, то ли на реконструкцию РНБ.

Что же касается административного объединения РНБ и РГБ, возможность которого взбудоражила многих год назад, то, как отметил Александр Вислый, вопрос снят с повестки дня и более не поднимается. Сейчас речь идет о создании объединенных виртуальных ресурсов двух библиотек - единых электронного каталога и электронной библиотеки.

#РНБ #оснащение #книги

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?