Репин навсегда. Какие шедевры художника можно увидеть на выставке в Русском музее?

Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается большая выставка «Илья Репин», посвященная 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника. «Санкт-Петербургские ведомости» расспросили одного из создателей выставки Сергея КРИВОНДЕНЧЕНКОВА, ведущего научного сотрудника Русского музея, про Репина, его зрителя и выставочный проект.

Репин навсегда. Какие шедевры художника можно увидеть на выставке в Русском музее? | Полотно Ильи Репина, изображающее юбилейное заседание членов Государственного совета, совершило путешествие на выставку в Москву и вернулось обратно. ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Полотно Ильи Репина, изображающее юбилейное заседание членов Государственного совета, совершило путешествие на выставку в Москву и вернулось обратно. ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

- Предположим, вам заказали короткий текст, несколько самых важных фраз о Репине для словаря русских художников. Что вы напишете?

   - Репин - основоположник и лидер русского реалистического искусства. Он привнес в критический реализм «передвижников» живописное качество. Художник был центральной фигурой русской культуры его времени. Круг его общения - Лев Толстой, Модест Мусоргский, Архип Куинджи, Владимир Стасов, лучшие литераторы, композиторы, арт-критики его времени. К Репину тянулось много ниточек, они могли колебаться, рваться, заново связываться. По его наследию, как художественному, так и литературному, мы знаем о российской культуре на переломе исторических эпох.

Исторические картины - «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Царевна Софья...» сформировали наше представление о русской истории. Стали частью национального самосознания. Вне зависимости от того, насколько правдиво Репин отразил реальные события.

- Как менялось отношение публики к Репину?

- В 1864 году он создал, по словам самого художника, первую картину «Приготовление к экзамену» (другое название - «Воздушный поцелуй»). И вызвал восторг друзей. Ведь она имеет сложную композицию и световоздушное решение. Картина «Бурлаки на Волге» сделала Репина всероссийски знаменитым. «Низкий» жанр завоевал академическую среду с ее преклонением перед высоким историческим жанром. «Парижское кафе», созданное во время пенсионерской поездки в 1873 - 1876 годах, публика не приняла. От автора «Бурлаков» никак не ждали сцену из богемной французской жизни...

- В начале ХХ века громко завило о себе объединение «Мир искусства»...

- Репина стали воспринимать как представителя уходящего академического искусства. Но после 1917 года он - живой классик, пусть и поневоле оказавшийся в эмиграции. Кстати, советская власть вела борьбу за Репина. Ему писали письма с предложением вернуться, направляли к нему делегации. В Ленинграде и Москве пышно проходили выставки. После смерти Репина в 1930 году он постепенно стал «иконой», а его реализм воспринимался предтечей соцреализма. Его картины появились в школьных учебниках.

- Как изменила отношение к Репину перестройка?

- В середине 1980-х годов сошлись две тенденции. С одной стороны, у публики уже появились симптомы аллергии на вписанного в соцреализм Репина. С другой - ей широко открылся русский авангард. В начале 1995 года выставка в Русском музее к 150-летию художника могла бы вызвать значительно больший отклик у публики, если бы не временное охлаждение интереса к Репину. Хотя на Западе его как раз в это время открывали.

- А сейчас?

- В XXI веке началось его возвращение. Во многом благодаря тому, что мы стали смотреть на Репина глазами зрителей, знакомых с авангардом и современным искусством. Хрестоматийный прежде Репин оказался, особенно в своих поздних произведениях, сложным, противоречивым, но не менее интересным художником и личностью.

- Известно, что Репин был республиканцем, приветствовал обе русские революции - 1905 - 1917 годов.

- Картина «Какой простор!» 1903 года - это изображение гуляющей парочки, студента с курсисткой, на фоне мощного прибоя. Но, возможно, на интуитивном уровне это символическое изображение надвигающейся революционной бури. Картина «17 октября 1905 года» отражает его позитивное отношение к революционным событиям, именно так Репин воспринимался прогрессивно настроенной публикой. Он был республиканцем до 1918 года, пока не узнал «оборотную сторону» деятельности большевиков.

- Какова главная идея выставки, как она сконструирована?

- Идея проста - показать великого русского художника. Выросло поколение зрителей, которое не имело возможности одновременно познакомиться с таким количеством произведений Репина. Хотя в постоянной экспозиции Русского музея его творчеству отведено больше места, чем любому другому художнику. Любопытно, что из 250 картин и рисунков 75 произведений живописи предоставила Третьяковская галерея. Это, пожалуй, больше, чем было показано в московской версии выставки.

Хронологическая нить проведена от картины «Приготовление к экзамену» 1864 года до последнего полотна - «Гопак», создававшегося в 1926 - 1930 годах.

Но для нас более важным было показать многогранного Репина.

Тему народничества - «Не ждали», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди» и тему народной жизни - «Бурлаки на Волге» и «Крестный ход в Курской губернии», историческую тему - кроме названных картин это, например, монументальное полотно из современной истории «Прием волостных старшин императором Александром III...». Религиозную тему - «Воскрешение дочери Иаира», дипломную работу в Академии художеств, эскизы к несохранившейся картине «Иди за мной, Сатано». Кстати, мы старались сопроводить картины этюдами к ним: это очень важно, так как Репин тщательно готовился к написанию больших работ.

Репин и Украина - это не только знаменитые «Запорожцы», но и менее известные «Вечорницi». Отдельный блок посвящен духовным взаимоотношениям Репина и Толстого.

- Репин разделял взгляды писателя?

- Не всегда. При этом он был частым гостем в Ясной Поляне, преклонялся перед талантом автора «Войны и мира» и «Анны Карениной».

Портретная галерея будет включать изображения Бехтерева, Короленко, Чуковского, Наталии Нордман и многих других представителей отечественной культуры и науки.

- Репин изображал Нордман чаще, чем всех других моделей?

- Следует отметить «Портрет Н. Б. Нордман» (1900) в тирольской шляпке, относящийся к периоду расцвета их отношений. Это одна из восьми работ, предоставленных на выставку музеем искусства «Атенеум» из Хельсинки.

- Кроме ГТГ и «Атенеума» кого из партнеров проекта следует назвать?

- Это произведения и мемориальные предметы из музея-усадьбы «Пенаты», из Музея-квартиры И. И. Бродского, из Государственного исторического музея (недавно отреставрированная картина «Прометей»), из Саратовского художественного музея («Портрет Нади Репиной», портрет Алексея Боголюбова).

- А из частных коллекций что главное?

- Кроме «Гопака» это двухметровый «Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанской бухты» из собрания Рустама Алиева (Калининград) и «Портрет скрипачки Цецилии Ганзен» из частного российского собрания. Все они появились в нашем поле зрения сравнительно недавно. Двух последних картин не было на выставке в Третьяковской галерее.

- Какую реакцию вы хотели бы получить от широкой публики?

- Недавно я беседовал с девушкой-искусствоведом, только что окончившей вуз. При слове Репин она сообщила: «Он такой скучный»... Мне бы хотелось, чтобы зритель узнал разного - многогранного, противоречивого, ищущего Репина. Он как Пушкин, которого можно все время открывать заново.

Подготовил Вадим МИХАЙЛОВ

#художники #Русский музей #Репин #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6538) от 03.10.2019.


Комментарии