Репетиция с аншлагом

Театр балета имени Леонида Якобсона ищет контакт с разнообразной зрительской аудиторией. Премьерный вечер одноактных балетов на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова включил возобновления неоромантической «Шопенианы» и академического Grand pas из «Пахиты», но к ним добавилась новая постановка с современной хореографией – «Репетиция» (на снимке). Костюмы и декорации балетов выполнила художник Ольга Шаишмелашвили.

Репетиция с аншлагом  | ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ предоставлено пресс-службой театра

«Шопениана» в хореографии Михаила Фокина – портрет романтической эпохи и ее главной героини – легендарной Марии Тальони. В этом балете исполнителям требуется тонко уловить стиль, что сложнее замысловатых виртуозных трюков. Якобсоновцы вполне справились со своей задачей. Удачен выбор на партию Юноши Степана Демина с его романтичной внешностью. Не подвели и Сильфиды-солистки Алла Бочарова, Ольга Михайлова и Елена Чернова. Значительным фактором успеха стала вдохновенная и слаженная работа кордебалета.

Настроенный «Шопенианой» на лирический лад зрительный зал весело вздрогнул и насторожился, когда началась «Репетиция» хореографа Константина Кейхеля на музыку Франца Иосифа Гайдна и Константина Чистякова. Кейхель, недавний выпускник Академии русского балета имени

А. Я. Вагановой, несмотря на небольшой стаж, имеет солидный список постановок на разных сценах. Новая постановка, как говорит хореограф, навеяна знаменитым кинофильмом Федерико Феллини «Репетиция оркестра» и сохраняет концепцию итальянского режиссера: оркестр – как олицетворение человеческого общества. В балете два плана. В одном действуют рабочие-маляры (Светлана Головкина и Айдар Ишмухаметов), они ремонтируют помещение, где собираются на репетицию оркестранты. Образы этих персонажей наиболее определены. Перемазанные красками, они то веселятся, как два клоуна, то с аппетитом поедают обеденные припасы, то предаются незатейливому флирту. Их разноцветный мир ярок, жизнерадостен и контрастен черно-белому миру оркестра (черные фраки, белые манишки).

На первый взгляд, происходящее на репетиции смешно. Кейхель умеет использовать незаурядные возможности тел танцовщиков, придает композициям динамизм. Гротесковая пластика остроумно воспроизводит игру музыкантов на разного рода инструментах. Постепенно работа коллектива с его сложными взаимосвязями превращается в модель общества под властью бесноватого гения-дирижера (Андрей Гудыма). И диктатура уже не смешит, а пугает.

Венчал программу шедевр Мариуса Петипа – Grand pas из балета «Пахита» Людвига Минкуса. Фрагмент некогда большого многоактного спектакля ныне исполняется как одноактный балет, требующий особого размаха, петербургского шика. Солистка Дарья Ельмакова сумела создать образ блистательной примы, в чем ей помог солист Мариинского театра Андрей Ермаков. Исполнительницы вариаций (Нана Кураути, Светлана Смирнова, Анастасия Демьянова, Елена Чернова) необходимого мастерства пока не достигли. Зато вновь порадовал кордебалет, за что особой похвалы заслуживает новый репетитор труппы Дарья Павлова.

Трудно сказать, чем был вызван состав программы вечера. Возможно, тем, что художественный руководитель театра заслуженный артист России Андриан Фадеев, в недавнем прошлом премьер Мариинского театра с мировым именем, сам талантливо танцевал хореографию столь разных жанров.

Однако для труппы, где нет звезд уровня Фадеева, было рискованно решиться на «Шопениану» и «Пахиту». Но недаром в известной песне поется, что «удача – награда за смелость». Творческий энтузиазм якобсоновцев привел к успеху, подтвержденному зрительскими овациями. К сожалению, премьерное представление программы останется единственным в этом году. Труппа, не имеющая своей сцены в родном городе, отбывает на зарубежные гастроли, в афишу которых войдет и вечер одноактных балетов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5580) от 05.11.2015.


Комментарии