Выставка Александра Ротача пополнилась благодаря его внучке

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга - выставка «Вновь открывая красоту», которая посвящена 125-летию со дня рождения Александра Ротача (1893 - 1990). Она планировалась заранее, но за две недели до вернисажа существенно пополнилась благодаря дару Галины Байковой, внучки архитектора-реставратора.

Выставка Александра Ротача пополнилась благодаря его внучке | Храм Федора Стратилата в Новгороде. 1940 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Храм Федора Стратилата в Новгороде. 1940 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ротач, проживший почти весь бурный ХХ век, сумел реализовать свои таланты. Крестьянский сын, он уже в 18 лет трудился в родной Ялте репетитором, о чем говорит старая фотография, на которой Ротач вместе с учеником лет десяти. В 1915-м он оканчивает Варшавский политехнический институт, который в годы Первой мировой войны работал в Москве. В 1918-м - училище барона Штиглица.

В начале 1920-х годов Ротач работает начальником дорожно-строительного отдела Петроградского уезда и становится активистом просветительского общества «Старый Петербург». К этому времени относится графическая серия «Наводнение 1924 года в Ленинграде» - несколько листов представлено на выставке. В 1928-м Ротач был репрессирован и до 1931 года оказался на строительстве железной дороги Сыктывкар - Пинюг. Это был один из первых объектов ГУЛАГа, так и не построенный.

С середины 1930-х годов Ротач занимается реставрацией. Сначала в Крыму, на выставке показаны зарисовки мозаик Херсонеса. К 1940 году относится любопытный документ - протокол общего собрания работников бахчисарайских музеев, где они отчитываются о своей деятельности перед общественностью.

В начале войны Ротач занимается маскировкой зданий в Ленинграде, после блокады спасает уцелевшее. К 1944-му - началу 1945 года относятся акварель «Гатчина», фото обмера Греческой галереи в Большом гатчинском дворце и справка по устройству крыши этого здания.

Потом была работа в Новгороде и Петропавловском соборе. Обмерный чертеж ангела сделан на высоте 120 метров, Ротач был неплохим альпинистом. Эти навыки потребовались ему и при реставрации купола Исаакиевского собора, где он был в штате более 10 лет. К этому времени относится записка о воссоздании двух утраченных росписей собора - Ротач подробно воспроизводит срез девяти красочных слоев.

На вернисаже вспоминали, как реставратор, уже будучи на пенсии, внимательно следил за своим объектом. В начале 1980-х позвонил Георгию Бутикову, директору «Исаакиевского собора», и посоветовал: «Зима была снежной, проверьте состояние кровли». И сотрудники музея немедленно полезли проверять.

Галина Байкова подарила около 50 акварелей и фотографий деда. Среди них - кубистический этюд 1927 года и изображение новгородского храма Федора Стратилата, сделанное до военных разрушений.

Выставка будет работать по 30 ноября. За информацией о посещении необходимо обращаться по телефону 272-93-72 или по электронной почте cgali@ak.gov.spb.ru.

#выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6251) от 07.08.2018 под заголовком «Репетитор, ставший реставратором».


Комментарии