Выставка Александра Ротача пополнилась благодаря его внучке

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга - выставка «Вновь открывая красоту», которая посвящена 125-летию со дня рождения Александра Ротача (1893 - 1990). Она планировалась заранее, но за две недели до вернисажа существенно пополнилась благодаря дару Галины Байковой, внучки архитектора-реставратора.

Выставка Александра Ротача пополнилась благодаря его внучке | Храм Федора Стратилата в Новгороде. 1940 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Храм Федора Стратилата в Новгороде. 1940 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ротач, проживший почти весь бурный ХХ век, сумел реализовать свои таланты. Крестьянский сын, он уже в 18 лет трудился в родной Ялте репетитором, о чем говорит старая фотография, на которой Ротач вместе с учеником лет десяти. В 1915-м он оканчивает Варшавский политехнический институт, который в годы Первой мировой войны работал в Москве. В 1918-м - училище барона Штиглица.

В начале 1920-х годов Ротач работает начальником дорожно-строительного отдела Петроградского уезда и становится активистом просветительского общества «Старый Петербург». К этому времени относится графическая серия «Наводнение 1924 года в Ленинграде» - несколько листов представлено на выставке. В 1928-м Ротач был репрессирован и до 1931 года оказался на строительстве железной дороги Сыктывкар - Пинюг. Это был один из первых объектов ГУЛАГа, так и не построенный.

С середины 1930-х годов Ротач занимается реставрацией. Сначала в Крыму, на выставке показаны зарисовки мозаик Херсонеса. К 1940 году относится любопытный документ - протокол общего собрания работников бахчисарайских музеев, где они отчитываются о своей деятельности перед общественностью.

В начале войны Ротач занимается маскировкой зданий в Ленинграде, после блокады спасает уцелевшее. К 1944-му - началу 1945 года относятся акварель «Гатчина», фото обмера Греческой галереи в Большом гатчинском дворце и справка по устройству крыши этого здания.

Потом была работа в Новгороде и Петропавловском соборе. Обмерный чертеж ангела сделан на высоте 120 метров, Ротач был неплохим альпинистом. Эти навыки потребовались ему и при реставрации купола Исаакиевского собора, где он был в штате более 10 лет. К этому времени относится записка о воссоздании двух утраченных росписей собора - Ротач подробно воспроизводит срез девяти красочных слоев.

На вернисаже вспоминали, как реставратор, уже будучи на пенсии, внимательно следил за своим объектом. В начале 1980-х позвонил Георгию Бутикову, директору «Исаакиевского собора», и посоветовал: «Зима была снежной, проверьте состояние кровли». И сотрудники музея немедленно полезли проверять.

Галина Байкова подарила около 50 акварелей и фотографий деда. Среди них - кубистический этюд 1927 года и изображение новгородского храма Федора Стратилата, сделанное до военных разрушений.

Выставка будет работать по 30 ноября. За информацией о посещении необходимо обращаться по телефону 272-93-72 или по электронной почте cgali@ak.gov.spb.ru.

#выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6251) от 07.08.2018 под заголовком «Репетитор, ставший реставратором».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?