Реинкарнация трех сестер

В Александринском театре премьера – публике представляют новый спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». Петербургские любители театра могли видеть работы этого режиссера: оперу «Евгений Онегин», спектакли «Мадам Бовари» и Zholdak Dreams. А значит, понимают, что этот режиссер предпочитает необычные прочтения классики, которые одни принимают с восторгом, а другие – в штыки.

Реинкарнация трех сестер | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

Легко предположить, что и новый спектакль, поставленный по мотивам «Трех сестер» Чехова, будет воспринят, мягко говоря, неоднозначно. Ключевые слова тут: «по мотивам». Пьесу написал сам режиссер, использовав в ней лишь фрагменты хрестоматийного текста Чехова. Жанр спектакля он определил как «опыт реинкарнации».

Сюжет спектакля, который идет около четырех часов, вкратце таков. 4015 год. Мы присутствуем при научном эксперименте по реинкарнации трех сестер – Маши, Ирины, Ольги. Умершие в 1900 году, сестры обретают новую жизнь. В только что возрожденный мозг загружается текст чеховской пьесы «Три сестры». Звуки, шумы, обрывки фраз вызывают видения прошлого. Всплывшие в памяти слова звучат с той же надеждой и тоской, как тысячи лет назад, и так ли уж важно, куда стремятся героини 41-го века – на отдаленную космическую станцию «Москва» или в древнюю столицу Российской империи...

Фантомы, созданные воображением Чехова, переходят в реальность. Автор утверждает, что это уже не литературные герои, а реальные люди.

Зрители сидят прямо на сцене. Актеры находятся к ним очень близко. Кроме того, над сценой висит большой экран, на котором время от времени можно видеть лица актеров крупным планом. А иногда там идут строчки текста.

– Проблема современного театра, как европейского, так и российского – поиск нового языка, понятного и близкого человеку, который живет в XXI веке, – попытался объяснить свою трактовку Андрий Жолдак. – Я иногда говорю актерам: «Вы молоды, но вы не современны». Что такое быть современным? Улавливать нерв времени, его дух. Мы исчезаем с каждым днем, мы все умрем. Но останется искусство. И по нему люди будут судить о том, как мы жили и что мы чувствовали.

Работа над спектаклем была сложной.

– Было тяжко и мне, и актерам, – говорит Жолдак. – Мы работали по десять часов, каждый день. Мы не разговаривали, не было чаепитий, улыбок. Скорее, репетиции напоминали жесткий бокс.

Я не знаю, как зрители воспримут спектакль. В спектакле много чего зашифровано. Я люблю шифровать. Искусство для того и создается, чтобы шифровать. Потому что все остальное в жизни просто. Приходишь, например, в магазин, там написано: «Молоко». Это молоко и есть, никакой тайны.

На вопрос, почему режиссер перенес действие спектакля в 4015 год, Андрий Жолдак ответил неожиданно:

– Потому что это время моей реинкарнации. Я умру в этом веке, потом очень долго буду камнем в Монголии, у реки. И только в 41-м веке моя душа вновь вселится в живое существо.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5637) от 05.02.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.