Ребята из Ленинграда

В Мюзик-холле готовятся к премьерным показам нового музыкального спектакля «Веселые ребята-2», которые пройдут с 5 по 7 декабря. Музыка и сюжет хорошо знакомы благодаря одноименному фильму Григория Александрова. Новый мюзикл не ремейк знаменитой комедии, но попытка вернуть эту историю туда, где она зарождалась и впервые была представлена, — на сцену ленинградского Мюзик-холла. Не дожидаясь пока подробности постановки узнает весь город, наш корреспондент поговорила с автором идеи режиссером спектакля Виктором ВЫСОЦКИМ.

Ребята из Ленинграда | ФОТО предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

ФОТО предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

— Виктор, первоначальная сценическая версия мюзикла Исаака Дунаевского сильно отличается от той, которую все мы видели на экране?

— В ту пору Дунаевский был художественным руководителем ленинградского Мюзик-холла и написал музыку к спектаклю «Музыкальный магазин». Какое-то время спектакль был в репертуаре. После того как постановку посмотрел Григорий Александров, они с писателями Николаем Эрдманом и Владимиром Массом написали новый сценарий для фильма.

О первоначальном варианте этой истории мало что известно. Я точно знаю, что были джазовые обработки классических номеров — «Песня Варяжского гостя» Н. А. Римского-Корсакова, песенки герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто». Этим теперь никого не удивишь, а тогда направление было свежим. Мне пришлось практически сочинить новое либретто. Нужно было оставить ключевые сцены фильма, но фильм-то идет меньше двух часов и там много вещей, которые в театре не сделать. Я придумал предысторию: все начинается в музыкальном магазине в Ленинграде. Теперь герои мечтают выступить не в Большом театре, а в ленинградском Мюзик-холле. Появились новые персонажи, например, профессор — любимый типаж 1930-х годов.


— А в музыкальную партитуру спектакля что-то от себя добавили?

— Будут почти все шлягеры из фильма, плюс, как я уже говорил, классические мелодии в джазовой обработке, плюс джазовые стандарты из репертуара знаменитых оркестров Макса Грегора, Эдди Рознера и Леонида Утесова. В общем, все это замечательная джазовая культура 1920 — 1030-х годов. Правда, я изменил порядок номеров. В качестве музыкального сопровождения будут специально записанные новые «минусовки», и, кроме того, мы используем старые записи джаз-оркестров 1920 — 1930-х годов, редкие вещи, которые когда-то были шлягерами, но сейчас не так широко известны.


— Могу предположить, что роль итальянского дирижера, который появляется в одном из эпизодов фильма, исполнит художественный руководитель Мюзик-холла маэстро Фабио Мастранджело.

— Это пока неизвестно. Но роль итальянского дирижера, которого у нас зовут с легким намеком Фабрицио Италиано, на всякий случай расширена. Я написал много новых диалогов, чтобы ярче представить типажи того времени: получилась своего рода советская комедия дель арте, Есть простушка — домработница Анюта, пастушок-трудяга Костя, нэпмановская дама, воплощающая ретрогламур... Мне пришлось стилизовать речь героев под Эрдмана, который в свою очередь тоже писал стилизацию под язык простого народа. Но авторы фильма жили в той реальности. У них были те же идеалы — они верили в сказку о советской Золушке: кухарка может стать певицей, пастух — прославленным музыкантом, потому что в советском государстве все возможности открыты. Эта «двойная стилизация» мне не легко далась. Передать правдиво то время так, чтобы не было нафталина, — более сложная задача, чем, как сейчас принято, сделать актуальную историю.


— Как вы считаете, почему ретро сегодня так популярно?

— Не появилось нового большого стиля и очень мало по-настоящему крупных явлений. Поэтому мы черпаем и скоро исчерпаем запасы прошлого. А в ту эпоху было очень много значительного в массовой культуре, чуть позже война дала всплеск выдающимся образцам в музыке, кино и литературе. Эпоха 1930-х годов — это советский классицизм (по латыни «классикус» значит «образцовый»). Этот «советский классицизм» в какой-то степени стал для нас образцом. Массовая культура того времени, согласитесь, близко не сравнится с тем, что предлагает современный масскульт.


— Сейчас публику удивляют фантастическими технологиями, ставятся 3D-мюзиклы...

— Мне кажется, 3D таит в себе опасность — люди быстро привыкают к визуальным эффектам и хотят видеть только такую реальность на сцене. Я хочу рассказать простую историю, одинаково близкую и молодежи, и старшему поколению. Одни придут за припоминанием, другие — за узнаванием. Хотя кое-какие технические эффекты непременно будут: компьютерная графика, интермедийный занавес с клавишами. Художник Юлия Гольцова придумала главный элемент — большая пластинка, она же поворотный круг, помогающий менять мизансцены. В музыкальном магазине весь соответствующий антураж: виниловые пластинки, инструменты, граммофон... И, кстати, один актуальный момент мы ввели — все едут в Крым. На самом деле просто хотелось использовать пляжную моду 1930-х годов. И финал будет очень эффектным — концерт в ленинградском Мюзик-холле.


— Вы искали подходящих претендентов на роли среди звезд?

— У нас есть артисты из Театра музыкальной комедии (Валентина Михайлова, Константин Китанин, Денис Коновалов), Анна Шульгина — из Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Елена Терновая и Николай Погорелов — из театра «Зазеркалье», Михаил Никаноров — солист московского театра «Геликон-опера». Работают также и совсем молодые, для которых это будет первая крупная музыкальная работа. Отдельно хочу отметить вклад молодого балетмейстера Антона Дорофеева, выпускника петербургской Консерватории. Он ставит не только классику, но и танцы в жанре джаза и спортивные танцы.


— А Фабио Мастранджело смотрел фильм?

— Говорит, что смотрел. Фабио знает, как много значат для российских зрителей «Веселые ребята» и поддержал эту идею. И артистов выбирал лично.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5353) от 03.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.