Ребята из Ленинграда

В Мюзик-холле готовятся к премьерным показам нового музыкального спектакля «Веселые ребята-2», которые пройдут с 5 по 7 декабря. Музыка и сюжет хорошо знакомы благодаря одноименному фильму Григория Александрова. Новый мюзикл не ремейк знаменитой комедии, но попытка вернуть эту историю туда, где она зарождалась и впервые была представлена, — на сцену ленинградского Мюзик-холла. Не дожидаясь пока подробности постановки узнает весь город, наш корреспондент поговорила с автором идеи режиссером спектакля Виктором ВЫСОЦКИМ.

Ребята из Ленинграда | ФОТО предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

ФОТО предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

— Виктор, первоначальная сценическая версия мюзикла Исаака Дунаевского сильно отличается от той, которую все мы видели на экране?

— В ту пору Дунаевский был художественным руководителем ленинградского Мюзик-холла и написал музыку к спектаклю «Музыкальный магазин». Какое-то время спектакль был в репертуаре. После того как постановку посмотрел Григорий Александров, они с писателями Николаем Эрдманом и Владимиром Массом написали новый сценарий для фильма.

О первоначальном варианте этой истории мало что известно. Я точно знаю, что были джазовые обработки классических номеров — «Песня Варяжского гостя» Н. А. Римского-Корсакова, песенки герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто». Этим теперь никого не удивишь, а тогда направление было свежим. Мне пришлось практически сочинить новое либретто. Нужно было оставить ключевые сцены фильма, но фильм-то идет меньше двух часов и там много вещей, которые в театре не сделать. Я придумал предысторию: все начинается в музыкальном магазине в Ленинграде. Теперь герои мечтают выступить не в Большом театре, а в ленинградском Мюзик-холле. Появились новые персонажи, например, профессор — любимый типаж 1930-х годов.


— А в музыкальную партитуру спектакля что-то от себя добавили?

— Будут почти все шлягеры из фильма, плюс, как я уже говорил, классические мелодии в джазовой обработке, плюс джазовые стандарты из репертуара знаменитых оркестров Макса Грегора, Эдди Рознера и Леонида Утесова. В общем, все это замечательная джазовая культура 1920 — 1030-х годов. Правда, я изменил порядок номеров. В качестве музыкального сопровождения будут специально записанные новые «минусовки», и, кроме того, мы используем старые записи джаз-оркестров 1920 — 1930-х годов, редкие вещи, которые когда-то были шлягерами, но сейчас не так широко известны.


— Могу предположить, что роль итальянского дирижера, который появляется в одном из эпизодов фильма, исполнит художественный руководитель Мюзик-холла маэстро Фабио Мастранджело.

— Это пока неизвестно. Но роль итальянского дирижера, которого у нас зовут с легким намеком Фабрицио Италиано, на всякий случай расширена. Я написал много новых диалогов, чтобы ярче представить типажи того времени: получилась своего рода советская комедия дель арте, Есть простушка — домработница Анюта, пастушок-трудяга Костя, нэпмановская дама, воплощающая ретрогламур... Мне пришлось стилизовать речь героев под Эрдмана, который в свою очередь тоже писал стилизацию под язык простого народа. Но авторы фильма жили в той реальности. У них были те же идеалы — они верили в сказку о советской Золушке: кухарка может стать певицей, пастух — прославленным музыкантом, потому что в советском государстве все возможности открыты. Эта «двойная стилизация» мне не легко далась. Передать правдиво то время так, чтобы не было нафталина, — более сложная задача, чем, как сейчас принято, сделать актуальную историю.


— Как вы считаете, почему ретро сегодня так популярно?

— Не появилось нового большого стиля и очень мало по-настоящему крупных явлений. Поэтому мы черпаем и скоро исчерпаем запасы прошлого. А в ту эпоху было очень много значительного в массовой культуре, чуть позже война дала всплеск выдающимся образцам в музыке, кино и литературе. Эпоха 1930-х годов — это советский классицизм (по латыни «классикус» значит «образцовый»). Этот «советский классицизм» в какой-то степени стал для нас образцом. Массовая культура того времени, согласитесь, близко не сравнится с тем, что предлагает современный масскульт.


— Сейчас публику удивляют фантастическими технологиями, ставятся 3D-мюзиклы...

— Мне кажется, 3D таит в себе опасность — люди быстро привыкают к визуальным эффектам и хотят видеть только такую реальность на сцене. Я хочу рассказать простую историю, одинаково близкую и молодежи, и старшему поколению. Одни придут за припоминанием, другие — за узнаванием. Хотя кое-какие технические эффекты непременно будут: компьютерная графика, интермедийный занавес с клавишами. Художник Юлия Гольцова придумала главный элемент — большая пластинка, она же поворотный круг, помогающий менять мизансцены. В музыкальном магазине весь соответствующий антураж: виниловые пластинки, инструменты, граммофон... И, кстати, один актуальный момент мы ввели — все едут в Крым. На самом деле просто хотелось использовать пляжную моду 1930-х годов. И финал будет очень эффектным — концерт в ленинградском Мюзик-холле.


— Вы искали подходящих претендентов на роли среди звезд?

— У нас есть артисты из Театра музыкальной комедии (Валентина Михайлова, Константин Китанин, Денис Коновалов), Анна Шульгина — из Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Елена Терновая и Николай Погорелов — из театра «Зазеркалье», Михаил Никаноров — солист московского театра «Геликон-опера». Работают также и совсем молодые, для которых это будет первая крупная музыкальная работа. Отдельно хочу отметить вклад молодого балетмейстера Антона Дорофеева, выпускника петербургской Консерватории. Он ставит не только классику, но и танцы в жанре джаза и спортивные танцы.


— А Фабио Мастранджело смотрел фильм?

— Говорит, что смотрел. Фабио знает, как много значат для российских зрителей «Веселые ребята» и поддержал эту идею. И артистов выбирал лично.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5353) от 03.12.2014.


Комментарии