Реальнее, чем в жизни

В Эрмитаже в здании Главного штаба работает выставка «Реализмы», в которой представлены работы трех современных западных художников: живопись Митча Гриффитса, театральные декорации Джима Шоу, скульптура Тони Мателли.

Реальнее, чем в жизни | Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как сообщил нашей газете Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, «Реализмы» не предлагают зрителю готовых ответов. Этот проект задает ему вопросы и предлагает вместе подумать, что такое реализм сегодня? Как он связан с искусством XIX века, когда возник классический реализм? Эрмитажное собрание двух последних столетий находится в Главном штабе, что дает много поводов для сопоставлений. Как повлияла на реализм бурная история искусства ХХ века со всеми его «измами»?

Эпиграфом к выставке стало высказывание французского художника первой половины прошлого века Фернана Леже: «Каждая эпоха искусства имеет свой реализм».

Джим Шоу пишет «Бытовую изнанку Капитолия» на старой театральной декорации с изображением американского парламента. На его фоне вырос «атомный гриб» из кофемолок, соковыжималок и прочей бытовой техники. Диктат общества потребления не менее опасен, чем радиация, предупреждает художник.

На фоне декорации Шоу установлен шокирующий объект Тони Мателли «Истерзанные». Классический сюжет – изгнание Адама и Евы из рая художник переводит в странствие тщательно сделанных восковых персон, буквально терзаемых вонзенными в них шпагами и упавшими откуда-то сверху острыми фрагментами полностью разрушенного рояля. Можно рассматривать эту работу как пародию на многочисленные музеи восковых персон с их ужастиками, а можно – как серьезное размышление об ответственности человека за свои грехи.

Основная часть проекта отдана живописи Гриффитса. Он использует композиции, взятые у Караваджо, Рембрандта, Рубенса, но населяет картины современными персонажами, тщательно выписанными маслом на холсте. Как у классиков. И вопросы художник задает такие же серьезные, как классики.

По словам Гриффитса, «самое реальное – это то, что задевает тебя за живое. Важны эмоции, техника вторична. Мои работы всегда основаны на реальных событиях. С помощью моего искусства я сам стараюсь в них разобраться. Делаю наброски и фотографии, иногда часами устанавливаю модели в студии. Изображения маслом на холсте сильнее действуют на человека, чем электронные картинки. Они заставляют его остановиться».

На картине «Нетрезвая нация» восемь персонажей – социальный срез общества потребления, – вооруженных спиртным всех видов, пытаются напоить юношу. Среди них Гриффитс самокритично изобразил себя, тем самым взяв ответственность за происходящее.

«Асфальт» — самая неоднозначная картина в этом проекте. Парочка прилегла отдохнуть на проезжую часть, отбросив несъеденный гамбургер. Но платье у девушки подозрительно нарядное для маргиналов. Может быть, это реалистичная сцена съемок рекламы серебристого платья, эффектно контрастирующего с черным асфальтом?

Одновременно и рядом с «Реализмами» открылась выставка недавно отреставрированной картины Рубенса «Воскресение Христа» из собрания Эрмитажа. Такое совмещение сделано умышленно, чтобы дать еще один повод подумать о предтечах современного реализма.

Для того чтобы все желающие могли вдоволь наговориться о реализме в прошлом и сейчас, Эрмитаж проводит ночной марафон. Дискуссия начнется 10 июня в шесть вечера, а завершится 11 июня в шесть утра. В ней примет участие Михаил Пиотровский, директора государственных и частных музеев Петербурга и Москвы, историки искусства, художники. Модераторами станут Дмитрий Озерков и ректор Академии художеств Семен Михайловский.

Чтобы попасть на марафон, необходимо зарегистрироваться на сайте: https://hermitage20-21.timepad.ru/event/330550/


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?