Реальнее, чем в жизни

В Эрмитаже в здании Главного штаба работает выставка «Реализмы», в которой представлены работы трех современных западных художников: живопись Митча Гриффитса, театральные декорации Джима Шоу, скульптура Тони Мателли.

Реальнее, чем в жизни | Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как сообщил нашей газете Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, «Реализмы» не предлагают зрителю готовых ответов. Этот проект задает ему вопросы и предлагает вместе подумать, что такое реализм сегодня? Как он связан с искусством XIX века, когда возник классический реализм? Эрмитажное собрание двух последних столетий находится в Главном штабе, что дает много поводов для сопоставлений. Как повлияла на реализм бурная история искусства ХХ века со всеми его «измами»?

Эпиграфом к выставке стало высказывание французского художника первой половины прошлого века Фернана Леже: «Каждая эпоха искусства имеет свой реализм».

Джим Шоу пишет «Бытовую изнанку Капитолия» на старой театральной декорации с изображением американского парламента. На его фоне вырос «атомный гриб» из кофемолок, соковыжималок и прочей бытовой техники. Диктат общества потребления не менее опасен, чем радиация, предупреждает художник.

На фоне декорации Шоу установлен шокирующий объект Тони Мателли «Истерзанные». Классический сюжет – изгнание Адама и Евы из рая художник переводит в странствие тщательно сделанных восковых персон, буквально терзаемых вонзенными в них шпагами и упавшими откуда-то сверху острыми фрагментами полностью разрушенного рояля. Можно рассматривать эту работу как пародию на многочисленные музеи восковых персон с их ужастиками, а можно – как серьезное размышление об ответственности человека за свои грехи.

Основная часть проекта отдана живописи Гриффитса. Он использует композиции, взятые у Караваджо, Рембрандта, Рубенса, но населяет картины современными персонажами, тщательно выписанными маслом на холсте. Как у классиков. И вопросы художник задает такие же серьезные, как классики.

По словам Гриффитса, «самое реальное – это то, что задевает тебя за живое. Важны эмоции, техника вторична. Мои работы всегда основаны на реальных событиях. С помощью моего искусства я сам стараюсь в них разобраться. Делаю наброски и фотографии, иногда часами устанавливаю модели в студии. Изображения маслом на холсте сильнее действуют на человека, чем электронные картинки. Они заставляют его остановиться».

На картине «Нетрезвая нация» восемь персонажей – социальный срез общества потребления, – вооруженных спиртным всех видов, пытаются напоить юношу. Среди них Гриффитс самокритично изобразил себя, тем самым взяв ответственность за происходящее.

«Асфальт» — самая неоднозначная картина в этом проекте. Парочка прилегла отдохнуть на проезжую часть, отбросив несъеденный гамбургер. Но платье у девушки подозрительно нарядное для маргиналов. Может быть, это реалистичная сцена съемок рекламы серебристого платья, эффектно контрастирующего с черным асфальтом?

Одновременно и рядом с «Реализмами» открылась выставка недавно отреставрированной картины Рубенса «Воскресение Христа» из собрания Эрмитажа. Такое совмещение сделано умышленно, чтобы дать еще один повод подумать о предтечах современного реализма.

Для того чтобы все желающие могли вдоволь наговориться о реализме в прошлом и сейчас, Эрмитаж проводит ночной марафон. Дискуссия начнется 10 июня в шесть вечера, а завершится 11 июня в шесть утра. В ней примет участие Михаил Пиотровский, директора государственных и частных музеев Петербурга и Москвы, историки искусства, художники. Модераторами станут Дмитрий Озерков и ректор Академии художеств Семен Михайловский.

Чтобы попасть на марафон, необходимо зарегистрироваться на сайте: https://hermitage20-21.timepad.ru/event/330550/


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.