Реальнее, чем в жизни

В Эрмитаже в здании Главного штаба работает выставка «Реализмы», в которой представлены работы трех современных западных художников: живопись Митча Гриффитса, театральные декорации Джима Шоу, скульптура Тони Мателли.

Реальнее, чем в жизни | Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Митч Гриффитс. «Чего душа изволит». РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как сообщил нашей газете Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, «Реализмы» не предлагают зрителю готовых ответов. Этот проект задает ему вопросы и предлагает вместе подумать, что такое реализм сегодня? Как он связан с искусством XIX века, когда возник классический реализм? Эрмитажное собрание двух последних столетий находится в Главном штабе, что дает много поводов для сопоставлений. Как повлияла на реализм бурная история искусства ХХ века со всеми его «измами»?

Эпиграфом к выставке стало высказывание французского художника первой половины прошлого века Фернана Леже: «Каждая эпоха искусства имеет свой реализм».

Джим Шоу пишет «Бытовую изнанку Капитолия» на старой театральной декорации с изображением американского парламента. На его фоне вырос «атомный гриб» из кофемолок, соковыжималок и прочей бытовой техники. Диктат общества потребления не менее опасен, чем радиация, предупреждает художник.

На фоне декорации Шоу установлен шокирующий объект Тони Мателли «Истерзанные». Классический сюжет – изгнание Адама и Евы из рая художник переводит в странствие тщательно сделанных восковых персон, буквально терзаемых вонзенными в них шпагами и упавшими откуда-то сверху острыми фрагментами полностью разрушенного рояля. Можно рассматривать эту работу как пародию на многочисленные музеи восковых персон с их ужастиками, а можно – как серьезное размышление об ответственности человека за свои грехи.

Основная часть проекта отдана живописи Гриффитса. Он использует композиции, взятые у Караваджо, Рембрандта, Рубенса, но населяет картины современными персонажами, тщательно выписанными маслом на холсте. Как у классиков. И вопросы художник задает такие же серьезные, как классики.

По словам Гриффитса, «самое реальное – это то, что задевает тебя за живое. Важны эмоции, техника вторична. Мои работы всегда основаны на реальных событиях. С помощью моего искусства я сам стараюсь в них разобраться. Делаю наброски и фотографии, иногда часами устанавливаю модели в студии. Изображения маслом на холсте сильнее действуют на человека, чем электронные картинки. Они заставляют его остановиться».

На картине «Нетрезвая нация» восемь персонажей – социальный срез общества потребления, – вооруженных спиртным всех видов, пытаются напоить юношу. Среди них Гриффитс самокритично изобразил себя, тем самым взяв ответственность за происходящее.

«Асфальт» — самая неоднозначная картина в этом проекте. Парочка прилегла отдохнуть на проезжую часть, отбросив несъеденный гамбургер. Но платье у девушки подозрительно нарядное для маргиналов. Может быть, это реалистичная сцена съемок рекламы серебристого платья, эффектно контрастирующего с черным асфальтом?

Одновременно и рядом с «Реализмами» открылась выставка недавно отреставрированной картины Рубенса «Воскресение Христа» из собрания Эрмитажа. Такое совмещение сделано умышленно, чтобы дать еще один повод подумать о предтечах современного реализма.

Для того чтобы все желающие могли вдоволь наговориться о реализме в прошлом и сейчас, Эрмитаж проводит ночной марафон. Дискуссия начнется 10 июня в шесть вечера, а завершится 11 июня в шесть утра. В ней примет участие Михаил Пиотровский, директора государственных и частных музеев Петербурга и Москвы, историки искусства, художники. Модераторами станут Дмитрий Озерков и ректор Академии художеств Семен Михайловский.

Чтобы попасть на марафон, необходимо зарегистрироваться на сайте: https://hermitage20-21.timepad.ru/event/330550/


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...