Реальная ночь в Эрмитаже

Отдел новейших течений Государственного Эрмитажа провел в Главном штабе ночной интеллектуальный марафон «Реализмы». Дискуссии и перформансы длились с шести вечера до шести утра без перерыва.

Реальная ночь в Эрмитаже | Репродукция Вадима МИХАЙЛОВА

Репродукция Вадима МИХАЙЛОВА

Всю ночь работали смотрительницы одноименной выставки, служба безопасности и гардероб. В вечернее время атриум был заполнен богемной публикой и интеллигентного вида гуманитариями разных возрастов. Ночью в крупнейшем музее страны остались в основном представители арт-тусовки и не знающая усталости молодежь, для которой возможность провести ночь в музее – увлекательное приключение.

В своей приветственной речи Михаил Пиотровский, который, к слову, присутствовал на марафоне до рассвета, сказал, что это эрмитажная альтернатива «Ночи музеев». Надо заметить, что марафон значительно отличался от того, что предлагают музеи ночным посетителям, – здесь цель была не развлечь публику, но вовлечь в разговор об искусстве прошлого и настоящего.

Руководитель отдела новейших течений Дмитрий Озерков тоже не покидал свой пост до самого утра: каждый час он представлял новые группы участников и объявлял новые темы для обсуждения. Из Москвы в Петербург приехали директор Государственной Третьяковской галереи Земфира Трегулова, художник Олег Кулик, глава культурных программ бюро ЮНЕСКО Любава Морева, главный редактор Art Newspaper Russia Милена Орлова. Перечислять наших земляков разной степени признанности и учености, принявших участие в марафоне, пришлось бы очень долго. Не спали специалисты из Русского музея, СПбГУ, Академии художеств и других учебных заведений, а также художники, скульпторы, фотографы и те, кто занимается модным сейчас медиаискусством.

Несколько выступлений были настолько интересными и смелыми, что хотелось преподнести ораторам букет цветов как артистам после блестящего представления. Отличился художник Анатолий Белкин, который показал подборку картин великих мастеров и наших современников, изобразивших различные ужасы. Но зритель видит прекрасное в этих реалистических картинах. Таков один из главных парадоксов искусства.

Ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский мастерски защищал русскую школу реалистической живописи от покушений любителей европейского радикализма и прочего новаторства. Арт-критик Милена Орлова предложила вообще запретить слово «реализм». Ее коллега Станислав Савицкий уверен, что сегодня реализм – способ критического высказывания, понятный простому народу.

В течение десяти часов обсуждали реализм не только в изобразительном искусстве, но и в философии и фотографии, поговорили о виртуальной реальности.

Возможно, желающие немного развлечься думали это сделать, наблюдая перформансы с использованием компьютерных технологий, видео, музыки. Но художники были настроены на серьезные размышления: о смене ценностей, реальности происходящего и воображаемого. Петербургский скульптор Павел Игнатьев лепил голову художественного и музыкального критика XIX – XX веков Владимира Стасова. В названии перформанса автор спрашивал: «Почему Стасов?». Чтобы ответить на этот вопрос, придется перечитать литературное наследие Владимира Васильевича. А это также своего рода интеллектуальный подвиг.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5721) от 14.06.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?