Реальная ночь в Эрмитаже

Отдел новейших течений Государственного Эрмитажа провел в Главном штабе ночной интеллектуальный марафон «Реализмы». Дискуссии и перформансы длились с шести вечера до шести утра без перерыва.

Реальная ночь в Эрмитаже | Репродукция Вадима МИХАЙЛОВА

Репродукция Вадима МИХАЙЛОВА

Всю ночь работали смотрительницы одноименной выставки, служба безопасности и гардероб. В вечернее время атриум был заполнен богемной публикой и интеллигентного вида гуманитариями разных возрастов. Ночью в крупнейшем музее страны остались в основном представители арт-тусовки и не знающая усталости молодежь, для которой возможность провести ночь в музее – увлекательное приключение.

В своей приветственной речи Михаил Пиотровский, который, к слову, присутствовал на марафоне до рассвета, сказал, что это эрмитажная альтернатива «Ночи музеев». Надо заметить, что марафон значительно отличался от того, что предлагают музеи ночным посетителям, – здесь цель была не развлечь публику, но вовлечь в разговор об искусстве прошлого и настоящего.

Руководитель отдела новейших течений Дмитрий Озерков тоже не покидал свой пост до самого утра: каждый час он представлял новые группы участников и объявлял новые темы для обсуждения. Из Москвы в Петербург приехали директор Государственной Третьяковской галереи Земфира Трегулова, художник Олег Кулик, глава культурных программ бюро ЮНЕСКО Любава Морева, главный редактор Art Newspaper Russia Милена Орлова. Перечислять наших земляков разной степени признанности и учености, принявших участие в марафоне, пришлось бы очень долго. Не спали специалисты из Русского музея, СПбГУ, Академии художеств и других учебных заведений, а также художники, скульпторы, фотографы и те, кто занимается модным сейчас медиаискусством.

Несколько выступлений были настолько интересными и смелыми, что хотелось преподнести ораторам букет цветов как артистам после блестящего представления. Отличился художник Анатолий Белкин, который показал подборку картин великих мастеров и наших современников, изобразивших различные ужасы. Но зритель видит прекрасное в этих реалистических картинах. Таков один из главных парадоксов искусства.

Ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский мастерски защищал русскую школу реалистической живописи от покушений любителей европейского радикализма и прочего новаторства. Арт-критик Милена Орлова предложила вообще запретить слово «реализм». Ее коллега Станислав Савицкий уверен, что сегодня реализм – способ критического высказывания, понятный простому народу.

В течение десяти часов обсуждали реализм не только в изобразительном искусстве, но и в философии и фотографии, поговорили о виртуальной реальности.

Возможно, желающие немного развлечься думали это сделать, наблюдая перформансы с использованием компьютерных технологий, видео, музыки. Но художники были настроены на серьезные размышления: о смене ценностей, реальности происходящего и воображаемого. Петербургский скульптор Павел Игнатьев лепил голову художественного и музыкального критика XIX – XX веков Владимира Стасова. В названии перформанса автор спрашивал: «Почему Стасов?». Чтобы ответить на этот вопрос, придется перечитать литературное наследие Владимира Васильевича. А это также своего рода интеллектуальный подвиг.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5721) от 14.06.2016.


Комментарии