Развели семейственность

Выставка «Дом художников», которая открылась во всех залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX — XXI веков (МИСП), это 212 произведений 16 художников и скульпторов пяти поколений, которые трудились и продолжают работать в знаменитом здании творческих мастерских на Песочной набережной, 16.

Развели семейственность | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Формально этот проект, придуманный скульптором Павлом Игнатьевым, рассказывает, чем занимались его родственники (как ближайшие, так и дальние), все с академическим художественным образованием. Среди них есть авторы очень известные и полузабытые. Большинство давно, а то и вообще персонально не выставлялись. Генеалогическое дерево представлено на выставке, любой зритель может его изучить.

Но делать это совсем не обязательно. Название «Дом художников» — это образ Ленинграда — Петербурга, а проект посвящен его интеллигенции начиная с 1930-х годов и до наших дней. Это рассказ о работе художников в дни войны и блокады, о стремлении сохранить творческое лицо в годы диктата социалистического реализма и «нежных объятий» нового капитализма.

Самые известные авторы — скульпторы супруги Александр Игнатьев и Любовь Холина. Он — автор барельефа Анны Ахматовой на ее могиле. Тогда, в 1966 году, было вызовом само участие в создании памятника полуопальной поэтессе. На выставке представлено авторское повторение барельефа.

Любовь Холина начала работу над образом Федора Достоевского в середине 1950-х, когда не могло быть и речи о памятнике автору «Бесов». Потом поменялись оценки, но памятник в Петербурге появился только в 1997 году. На выставке показаны два бюста и один графический портрет писателя, они лишний раз доказывают, что Холина заслужила право на памятник.

Сын скульпторов — Петр Игнатьев стал художником, замечательны его «светящиеся» картины «Портрет Александра Игнатьева, сына» и «Ветка хурмы. Портрет жены Ирины Игнатьевой-Григорянц».

Живописца Виктора Рейхета часто называют русским импрессионистом. Картина «Сумерки» с парочкой, которая встретилась у водопроводной колонки, изысканно передает короткое время перехода от дня к ночи. Его сын Петр Рейхет был универсальным художником, работавшим в разных видах искусства от акварели до перформанса. Его наиболее известное произведение «Ковер-самолет» — одномоторная машина, сделанная из ковров. На выставке показано другое известное произведение — «Слава Ростропович», коллаж из металла с использованием частей от музыкальных инструментов.

В 2011 году Рейхет провел несколько месяцев на антарктической станции «Беллинсгаузен». Оттуда привезена фотография перформанса «Кормление борщом»: Рейхет в колпаке кока кормит с поварешки морского льва. Художник нанялся в экспедицию простым техником, рисовал необычные для нас цвета Шестого континента в перерывах между тасканием аккумуляторов.

В последние годы он увлекся созданием объектов из высушенных стволов борщевика, так появились «Избушка на курьих ножках» и «Ангел-борщевик (ушан)».

Ровно четыре года назад, в сентябре 2013-го, с Ямала пришла печальная весть: «погиб геоморфолог Петр Рейхет». Он и туда поехал не в творческую командировку, а как исследователь Арктики, чтобы больше увидеть.

Патвакан Григорянц окончил ВХУТЕИН, учился у знаменитого графика Павла Шиллинговского, рисовал политические плакаты, занимался маскировкой блокадного города и создал эскиз коробки конфет «XXV лет Красной армии». После войны занимался промграфикой, в частности, обертками для бритвенных лезвий. «Нева» с силуэтом Ростральной колонны представлена авторским сигнальным экземпляром. Механическая игрушка «Катание с гор» — эскизом упаковочной коробки. На склоне лет художник съездил в родную Армению и привез серию акварелей «Алаверди. Медеплавильный завод».

Другой график — Владимир Судаков показан блокадными зарисовками «В бомбоубежище», «Новая Деревня», «Корабли на Неве». Виктор Травин в 1960 — 1970-е годы был одним из лидеров ленинградских плакатистов, работавших для изданий «Боевого карандаша». Один из плакатов — «Очная ставка» — актуален и сейчас. По требованию учительницы великовозрастный ученик смотрит на портреты русских писателей-классиков: «Никого из них не знаю».

Выставка объединила произведения из МИСПа, Русского музея, Музея Академии художеств, Музея Достоевского и собраний художников. Она продлится по 8 октября.

#выставка #искусство #творчество

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.