Развели семейственность

Выставка «Дом художников», которая открылась во всех залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX — XXI веков (МИСП), это 212 произведений 16 художников и скульпторов пяти поколений, которые трудились и продолжают работать в знаменитом здании творческих мастерских на Песочной набережной, 16.

Развели семейственность | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Формально этот проект, придуманный скульптором Павлом Игнатьевым, рассказывает, чем занимались его родственники (как ближайшие, так и дальние), все с академическим художественным образованием. Среди них есть авторы очень известные и полузабытые. Большинство давно, а то и вообще персонально не выставлялись. Генеалогическое дерево представлено на выставке, любой зритель может его изучить.

Но делать это совсем не обязательно. Название «Дом художников» — это образ Ленинграда — Петербурга, а проект посвящен его интеллигенции начиная с 1930-х годов и до наших дней. Это рассказ о работе художников в дни войны и блокады, о стремлении сохранить творческое лицо в годы диктата социалистического реализма и «нежных объятий» нового капитализма.

Самые известные авторы — скульпторы супруги Александр Игнатьев и Любовь Холина. Он — автор барельефа Анны Ахматовой на ее могиле. Тогда, в 1966 году, было вызовом само участие в создании памятника полуопальной поэтессе. На выставке представлено авторское повторение барельефа.

Любовь Холина начала работу над образом Федора Достоевского в середине 1950-х, когда не могло быть и речи о памятнике автору «Бесов». Потом поменялись оценки, но памятник в Петербурге появился только в 1997 году. На выставке показаны два бюста и один графический портрет писателя, они лишний раз доказывают, что Холина заслужила право на памятник.

Сын скульпторов — Петр Игнатьев стал художником, замечательны его «светящиеся» картины «Портрет Александра Игнатьева, сына» и «Ветка хурмы. Портрет жены Ирины Игнатьевой-Григорянц».

Живописца Виктора Рейхета часто называют русским импрессионистом. Картина «Сумерки» с парочкой, которая встретилась у водопроводной колонки, изысканно передает короткое время перехода от дня к ночи. Его сын Петр Рейхет был универсальным художником, работавшим в разных видах искусства от акварели до перформанса. Его наиболее известное произведение «Ковер-самолет» — одномоторная машина, сделанная из ковров. На выставке показано другое известное произведение — «Слава Ростропович», коллаж из металла с использованием частей от музыкальных инструментов.

В 2011 году Рейхет провел несколько месяцев на антарктической станции «Беллинсгаузен». Оттуда привезена фотография перформанса «Кормление борщом»: Рейхет в колпаке кока кормит с поварешки морского льва. Художник нанялся в экспедицию простым техником, рисовал необычные для нас цвета Шестого континента в перерывах между тасканием аккумуляторов.

В последние годы он увлекся созданием объектов из высушенных стволов борщевика, так появились «Избушка на курьих ножках» и «Ангел-борщевик (ушан)».

Ровно четыре года назад, в сентябре 2013-го, с Ямала пришла печальная весть: «погиб геоморфолог Петр Рейхет». Он и туда поехал не в творческую командировку, а как исследователь Арктики, чтобы больше увидеть.

Патвакан Григорянц окончил ВХУТЕИН, учился у знаменитого графика Павла Шиллинговского, рисовал политические плакаты, занимался маскировкой блокадного города и создал эскиз коробки конфет «XXV лет Красной армии». После войны занимался промграфикой, в частности, обертками для бритвенных лезвий. «Нева» с силуэтом Ростральной колонны представлена авторским сигнальным экземпляром. Механическая игрушка «Катание с гор» — эскизом упаковочной коробки. На склоне лет художник съездил в родную Армению и привез серию акварелей «Алаверди. Медеплавильный завод».

Другой график — Владимир Судаков показан блокадными зарисовками «В бомбоубежище», «Новая Деревня», «Корабли на Неве». Виктор Травин в 1960 — 1970-е годы был одним из лидеров ленинградских плакатистов, работавших для изданий «Боевого карандаша». Один из плакатов — «Очная ставка» — актуален и сейчас. По требованию учительницы великовозрастный ученик смотрит на портреты русских писателей-классиков: «Никого из них не знаю».

Выставка объединила произведения из МИСПа, Русского музея, Музея Академии художеств, Музея Достоевского и собраний художников. Она продлится по 8 октября.

#выставка #искусство #творчество

Комментарии