Разрушитель историй

Спектаклем открытия XI международного театрального фестиваля «Александринский» стала «Площадь Героев» Кристиана Люпы.

Разрушитель историй | ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Для австрийцев имя Томаса Бернхарда, автора пьесы, которая лежит в основе спектакля, означает «скандал». Еще в детстве в аннексированной Австрии он призвал одноклассников бойкотировать школьные занятия. Это был протест против произвола учителей и нацистских порядков. Его отправили в интернат для трудных детей. Он вырос и остался трудным взрослым — и трудным автором. Себя Бернхард называл «разрушителем историй», не веруя в возможность достоверного отображения реальности. Важнее — постоянный вызов.

Он и бросал этот вызов, критикуя австрийское общество, обвиняя во всех смертных грехах. Общество не оставалось в долгу — на Бернхарда бесконечно подавали в суд да к тому же признали его очернителем и склочником. Получилось драматургично — сильнейший взрыв прозвучал в самом конце.

В 1988-м Бернхард пишет пьесу «Площадь Героев», где Австрия изображена страной, заполненной нацистами, — хуже, чем пятьдесят лет назад, в 1938-м. Возмущение было невероятное. Драматурга начали травить вплоть до физической агрессии. В том же году у него случился сердечный приступ, которого он не пережил. Последнее слово он все-таки оставил за собой — запретил в завещании публикацию и постановку своих произведений в Австрии. Но нас это и не беспокоит.

«Площадь Героев» поставлена всемирно известным поляком Кристианом Люпой в Литовском национальном драматическом театре. Получается множественный фильтр: русский зритель смотрит, как австрийского автора ставит польский режиссер с литовскими актерами. Сквозь многослойность смысл доносится трудно, как сквозь подушку. Вот первое действие, где в бледном с прозеленью интерьере (сценографию ставил сам Люпа) перемещаются две женщины в черном — экономка фрау Циттель (Эгле Габренайте) и служанка. Они бесконечно медленно обсуждают что-то свое, перемалывают, вязнут, возвращаются к одному и тому же. Все это трагично, крайне напыщенно и неэмоционально, все это откровенно (и намеренно) скучно.

А впереди еще два акта и четыре часа. Иной зритель, не выдержав, сбегает из зала. Иной просто дремлет и сквозь сон слышит бесконечное и непонятное — «профессор»... «Оксфорд»... «Нойхаус»... Стена вдруг становится прозрачной, и на ней — явление какого-то нелепого призрака.

Постепенно становится, однако ж, яснее. Покончил с собой хозяин квартиры профессор Шустер. А вот не надо было приобретать жилье с видом на центральную площадь Вены — площадь Героев, где 15 марта 1938 года Адольф Гитлер провозгласил аншлюс Австрии. Шустер бежал в Оксфорд. Потом вернулся. Пятьдесят лет прошло, но память догнала профессора. А его супруга до сих пор слышит эти вопли с площади...

Крепкий духом зритель, вернувшись на второе действие, обретает награду: тут повеселее. Две дочери покойного, «две мегеры», как он их вроде бы ласково называл, — общаются со своим дядей, братом профессора (Валентинас Масальских). Тот поначалу немощен и апатичен, но постепенно начинает клясть австрийскую действительность. Ситуация в современной Австрии «намного хуже, чем 50 лет назад»! Сейчас в Вене нацистов больше, чем в тридцать восьмом! Австрийцы — ублюдки! Нами управляют мерзавцы! Премьер-министр — идиот! Социалисты, либералы и правые — все продали страну нацистам...

Вот, наконец, он — этот скандал, из-за которого Бернхарда прокляла родина. Российский зритель хохочет и рукоплещет откровенным политическим высказываниям. Но в третьем акте гротескные филиппики дяди переходят все границы. В зале хохочут уже по инерции. И вот уже не смешно, вот слышен доносящийся из прошлого рев той самой толпы на площади в 1938-м и каркающие интонации оратора... Разлетается вдребезги окно, и на зал опускается хрустальная ночь.

Слишком поздно зритель понимает, что у Бернхарда и, похоже, вполне соответствующего ему Люпы напряжение накаляется любой ценой, что сатира — просто инструмент в главном деле наращивания кризиса, скандализации восприятия. Туда же, в одну кучу, в один костер, валятся отсылки к Чехову (одна из линий — попытка помешать уничтожению семейного сада), Шопенгауэр, Брехт, Евангелие...

Важны раздражение, неуместность, скандальность, провокативность, преувеличенность — потому что они выявляют очертания мира. Важна экзистенциальная тревога, поскольку она всегда права. Важно кричать «волки!» — без конца, без меры — не ошибешься. Грядущий нацист — лишь частный случай этих волков, хотя в этом случае Бернхард оказался, похоже, прав.

#фестиваль #спектакль #награды

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.