Разноликая Лика

На сцене – две женщины. Обе хороши собой, стройные, длинноногие. Блондинка и брюнетка. Между ними напряжение. В воздухе пахнет грозой. И когда гром грянет, и молния ударит, неожиданно раздается: «Стоп! Снято!». Пьеса Миеко Оучи «Синий свет» – про кино. Но не только. Здесь можно обнаружить и притчу на тему «Художник и общество», и феминистский сюжет о том, каково женщине пробивать себе дорогу среди сильных и самоуверенных мужчин. Да еще такой, неземной, словно сошедшей с картины Боттичелли. В главной роли – Анжелика Неволина.

Разноликая Лика | Дистанцию в 70 лет жизни своей героини актриса преодолевает без видимых усилий. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Дистанцию в 70 лет жизни своей героини актриса преодолевает без видимых усилий.
ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Героиня «Синего света» – одна из самых одиозных женщин ХХ века Лени Рифеншталь. Актриса, танцовщица, режиссер-документалист, чьи фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» навсегда связали ее имя с идеологией Третьего рейха. Но режиссер Олег Дмитриев поставил на Камерной сцене Малого драматического театра не документальную драму, а вариации на тему Фауста.

Мы видим столетнюю даму, визит которой в Голливуд в начале XXI века навел столько шороху, и амбициозную дебютантку, заявившую о себе черно-белой лентой «Синий свет». Дистанцию в семьдесят лет актриса преодолевает без видимых усилий. Никто не назовет Лени старухой. Белокурая бестия, она так же прелестна, остра на язык и обольстительна, как и в дни, когда соперничала с Марлен Дитрих. Как же не вспомнить о том, что вечную молодость можно обрести, продав душу дьяволу?

На Лени Рифеншталь актриса ничуть не похожа. Впрочем, роли Неволиной чаще всего – на сопротивление.

Еще когда Лика была студенткой знаменитого курса А. Кацмана и Л. Додина, казалось, будто девушка подсвечена косыми лучами неяркого питерского солнца. Даже если стояла с сигаретой на черной лестнице. Прозрачное, нежное, хрупкое создание. Снегурочка. Не та, что елки с Дедом Морозом играет, а настоящая – из сказки.

Лика, однако, к ролям трепетных прелестниц не рвалась. В Театре Комедии, где после института начинала, она играла принцесс, но будущность предсказал спектакль «Все о Еве». Бродвейская история, конфликт примадонны (в исполнении Ольги Антоновой) и старлетки. Победила старшая, виртуоз закулисных интриг, но и дебютантка не спасовала. Было очевидно: этот ангелочек еще коготки отточит.

В Театре Комедии Лика проработала недолго. Лев Додин возглавил Малый драматический театр и созвал в труппу ребят, чей спектакль «Ах, эти звезды!» был хитом учебной сцены.

В МДТ дебют Лики тоже был звездным – во всех отношениях – Мария в «Звездах на утреннем небе». Сыграть историю о ночных бабочках, высланных на время Олимпиады-80 на 101-й километр, режиссер доверил самым красивым и сексапильным из своих вчерашних студенток. Драму людей, выброшенных на обочину, поначалу восприняли как «газетную», остро- и злосоциальный сюжет с годами обнаружил прискорбную неувядаемость. Была мысль доверить роль подростка-несмышленыша настоящей беспризорнице, но затея не удалась, актрисе – девочке из хорошей семьи – от нее достались уличные замашки и сиротская песенка. В иных устах этот перл городского фольклора звучал бы смешно и нелепо, у Лики – пронзительно. Да и имя Мария подсказало: не о маргиналах речь, а о горемыках.

Кажется, именно в этой роли увидел Неволину во время гастролей театра в США Михаил Барышников и не мог налюбоваться и нахвалиться. Среди верных почитателей Лики был и режиссер Александр Белинский, который после каждой премьеры МДТ спрашивал: «Ну как? А Лика играет?».

Лика играет. Много и разнолико. Все оттенки характеров Достоевского вкупе с нордической красотой позволяют играть Лизу в «Бесах», андерсеновскую Снежную королеву и загадочных скандинавских героинь вроде фрекен Жюли или фру Альвинг («Привидения» Ибсена)... Рафинированность с нимбом страдания, внутренний надрыв, готовность помучить себя и других – это ее амплуа.

В МДТ, однако, амплуа не в чести. Оттого Лика побывала и трагическим клоуном Шарлоттой в «Вишневом саде», и мамой Звездного мальчика, и жительницей села Пекашина в кирзовых сапогах и ватнике...

И все же струящиеся синие шелка ей идут больше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5719) от 09.06.2016.


Комментарии