Различать подлинность и тиражность

В ближайшее время нам предстоит Международный культурный форум, а вслед за ним Дни Эрмитажа.

Различать подлинность и тиражность |

7 декабря день святой Екатерины, он же день Эрмитажа. Этот праздник мы сами придумали, с будущего года он официально станет городским. Вход в Эрмитаж бесплатный, на Дворцовой площади световое 3D-действо, откроется несколько замечательных выставок.

Одна из выставок эпохальная - большие императорские сервизы. История России в произведениях фарфорового искусства из музейных собраний в Зимнем дворце: сервировка, работа со столом, изменение эстетики. Выставка - рассказ о русской культуре, которая, как и любая другая, воплощается в культуре верхов. Об этом надо напоминать.

Такие события, как культурный форум, Дни Эрмитажа, создают привлекательный образ города, в котором мы живем. Наличие событий, интересных для мира, улучшает качество жизни горожан.

Недавно состоялось заседание Совета по науке при президенте, где обсуждалась стратегия научно-технологического развития. В основном шла речь о том, как строить маркетинг результатов фундаментальных исследований. Каким образом эти результаты могут превращаться в то, что приносит реальную пользу. Имеются в виду не станки и механические детали, а цифровые библиотеки, цифровые торговые поля...

Принцип стратегии - ответ на глобальные вызовы времени. Это нужно, чтобы не утонуть в мелочах.

Такие вызовы мы собираемся обсуждать и на культурном форуме. Один из них - виртуальность, игра с виртуальностью и подлинностью. Виртуальность помогает людям увидеть желаемое. Иногда она лакирует реальность. В результате подлинные вещи могут вызвать разочарование.

Точно так с 3D-изображениями, в их близости к реальности есть опасный момент замены, когда возвращаться к реальности уже не хочется. Многое в виртуальном изображении выглядит лучше, чем в жизни. Эрмитажные залы на картинках кажутся красивее, потому что у настоящих, «живых» есть зазубрины, царапины, следы времени...

Мы будем обсуждать на форуме, как использовать виртуальность. Допустим, она должна применяться при воссоздании разрушенных памятников. Пальмиру можно восстановить, используя 3D-модели, но основываясь на подлинности. Виртуально необходимо воссоздавать то, что нельзя увидеть, до чего невозможно добраться, а не тиражировать бесконечно всем известное и доступное. Любимое предложение: давайте создадим виртуальные «домашние музеи», те же картинки повесим. Надо понять, где стоит употреблять громадную электронную силу изображения, где нет. Различать уникальность и тиражность.

Музей Виктории и Альберта в Лондоне, как и ГМИИ в Москве, вначале был музеем копий. Фотографии и репродукции только появились, это были новые технологии. Правящие династии Европы подписали соглашение о том, чтобы в каждой стране сделать свод изображений произведений искусства и обмениваться ими. Музей Виктории и Альберта со временем стал громадным музеем прикладного искусства, копии убрали подальше. В наше время отношение к ним меняется, копии - тот же виртуальный музей. Их опять ставят в залы, как-то с ними «играют». Игра в реальный и нереальный мир, копия - подлинник, процесс интересный и непростой.

Мы выставили копию картины Босха во дворце Меншикова, представили школу Леонардо да Винчи. Если рассуждать об искусстве с точки зрения рынка, это один разговор. Но вариации изобретений великих художников, с которыми другие художники делают что-то свое, часть истории искусства.

Подлинность и тиражность - большой вызов. Можно наблюдать их взаимодействие. Шатры-шапито, где показывают виртуальные изображения картин, рядом с реальным музеем. Играет это или нет?

Мы привыкли считать, что искусство бывает массовым и элитарным, рассчитанным на толпу или на элиту. Привыкли, что массовое ниже уровнем. Сегодня массовым оказалось многое. Современное искусство рассчитано на толпу. Ничего с этим не сделаешь.

У нас запланирован интеллектуальный марафон о современном искусстве. Он будет посвящен искусству национальному и глобальному в современном мире. В свое время возник авангард, стал интернациональным и сделал таким современное искусство. Теперь опять выявляются национальные школы: китайская, индийская, английская, немецкая, американская... Мы собираемся обсудить, как сохранять уникальность национальных школ, надо ли это делать.

Нужны ли России национальные художественные школы? С единым культурным пространством все понятно. В СССР оно существовало, и в то же время развивались национальные культуры. В результате было подготовлено отделение и формирование наций и народностей, которые, возможно, не сформировались бы без направленной культурной политики.

Чем сегодня определяется культурное единство России, только русским языком? Недавно я был в Кабардино-Балкарии. Там говорилось о том, что теперь в России не знают кавказских поэтов, художников, писателей. Национальная культура уходит в этнографию. Это может вызывать раздражение. Острый вопрос, какая культура нужна, какую надо поддерживать, несмотря на то что в этом нет маркетингового смысла.

Здесь же возникает проблема прав культуры. Исполнилось 110 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Из множества вещей, которые оставил нам Дмитрий Сергеевич, Декларация прав культуры.

Я говорю о ней без конца и собираюсь это делать впредь, потому что сегодня важно защитить культурное наследие, особенно в зонах конфликтов и войн. На Ближнем Востоке культурное наследие разрушается сознательно, его либо считают чужим, либо отвергают. Мы обсуждаем это с коллегами из других стран. Есть планы, что делать, к примеру, в Сирии. Но проблема не будет решена, пока нет идеологии, понимания, что у культуры свои права. Мы признаем права природы, которые могут противоречить правам человека. Надо зафиксировать права культуры и обязательства по отношению к ней. Пока принцип прав культуры в мире не признается.

На недавней юридической конференции в Эрмитаже «Регулирование арт-рынка» шла острая дискуссия о том, в какой степени права культуры могут поддерживаться или ограничиваться государством в отношении передвижения искусства.

Все понимают: культурное наследие надо сохранять, оно может ездить по миру, уезжать, но не навсегда. Что делать с современным искусством, которое пока ничего не стоит? Коллекция русского искусства, подаренная не одному из московских музеев, а Центру Помпиду, сразу поднимает ее цену. Художники становятся знаменитыми.

Оборот необходим для развития искусства. Надо только понять: что запретить, что позволить. Если работы русских художников не вывозить, никто их знать не будет. Разрешить вывоз, все окажется в заграничных коллекциях.

Обсуждаемый закон о ввозе и вывозе произведений искусства упирается в две проблемы. С одной стороны, коллекционеры и галереи требуют большей независимости, стремятся активно участвовать в рынке и предлагают современному искусству предоставить особую свободу передвижения. С другой стороны, музеи хотят защитить национальное достояние, свои коллекции, а также облегчить ввоз того, что они покупают за рубежом. В то же время есть бюрократы, заинтересованные в существовании слишком жестких правил, которые можно обходить, получая собственную выгоду. Любители свобод и любители все запрещать не могут пока между собой договориться.

На заседании Совета по науке при президенте ректор Московского университета говорил, что в серьезном рейтинге его университет занял третье место по востребованности выпускников в зарубежных фирмах. Хорошо это или плохо? С одной стороны, престиж образования, с другой - утечка мозгов. Понятно, нам надо не людей, а систему образования сохранять. Не страшно, если наши люди будут во всем мире работать. Они - агенты культурного влияния России.

Оказывается, ответы на глобальные вызовы могут быть неожиданными и интересными. Правильный маркетинг культуры выражается не в количестве посетителей, не в деньгах, а в проявлении интереса. Наша задача сделать особенности культурной жизни значимыми, полезными и интересными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5841) от 30.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.