«Пабло Пикассо – художник среди поэтов»: новая выставка в Эрмитаже

В Эрмитаже, в Главном штабе, работает выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов. Книги из собрания Марка Башмакова».

«Пабло Пикассо – художник среди поэтов»: новая выставка в Эрмитаже | Фото: dron19 / Pixabay

Фото: dron19 / Pixabay

В двух небольших залах представлено около 30 редких изданий с иллюстрациями Пабло Пикассо.

В отдельной витрине - единственная на выставке книга на русском языке. Это «Афет» (сборник сонетов) теоретика русского авангарда, писателя и поэта Ильи Зданевича, больше известного как Ильязд.

Все остальные книги (их избранные раскрытые страницы) прочитать сумеет тот, кто владеет чужими языками. Преимущественно французским. Если нет, зрителю придется все сочинять самому, заново, так как иллюстрации великого Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано и так далее... не помогут.

Потому, например, что для некоторых книг издатели отбирали рисунки по собственному разумению - из блокнотов и записных книжек художника. То есть Пикассо создавал их, вдохновляясь собственным опытом и мыслями, не думая о тексте, который они однажды украсят. Пример тому - листы из книги Андре Сюаре «Елена у Архимеда» (это диалоги между Архимедом, воплощающим абстрактный разум, и Еленой Прекрасной, символизирующей чувственный мир). Одна часть иллюстраций - «про геометрию, про Архимеда», как объясняет куратор выставки Михаил Балан, другая - «про телесность» (и, соответственно, про Елену). Вместе они складываются в рассуждение о единстве и борьбе абстрактного и изобразительного начал в живописи и жизни.

Другое дело - иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, сделанные по заказу Альбера Скира и достаточно близкие к тексту. Интересно, что это не листы из книги, а оттиски с перечеркнутых досок (печатных форм). По традиции, после того как тираж выпущен в свет, гравировальные доски перечеркивали, давая понять, что повторить издание невозможно. Иногда с символически уничтоженных пластин делали на память еще пару отпечатков, но Пикассо вывернул традицию наизнанку. Перечеркнув собственные рисунки, он дополнил и преобразил их, придав перетекающим друг в друга телам новую выразительность. С этих досок было сделано больше сотни дополнительных оттисков, в том числе комплект, который видят зрители. Возможно, поэтому куратор говорит, что на выставке представлено около 30 изданий - собственно книги дополнены печатной графикой.

Отдельного внимания заслуживает «Песнь мертвых» Пьера Реверди, тоже проиллюстрированная основоположником кубизма (фрагмент перевода звучит так: «Я простерт под завалами пепла и праха. Ты на золоте, крепко вколоченном в твердь»). Это тот редкий (может быть, единственный) случай, когда Пикассо занимается не дополнением, а оформлением текста. Обычно он просто предлагал издателям готовые рисунки, здесь создает странный орнамент вокруг рукописных строк (специально для книги Реверди переписал собственные стихи, не меняя почерка, но укрупнив его). Алые иероглифы, обрамляющие слова, отсылают к восточной каллиграфии и требуют прочтения. Добросовестному читателю приходится расшифровывать их, наполняя собственным смыслом.

Интересно, что на выставке представлено два экземпляра «Песни мертвых». Один из собрания Эрмитажа. Это позволяет показать не только обложку, но и ряд страниц с двух сторон.

«В конце концов, все искусства подобны друг другу, вы можете писать картину словами точно так же, как живописать свои ощущения в поэме» - так говорил Пабло Пикассо, если верить его современнику Роландо Пенроузу. И в сущности, вся выставка - именно об этом. О том, что линия рисунка и линия, очерчивающая букву, изъясняются на одном языке. Не случайно есть на выставке и текст, который нельзя прочитать, - имитация текста, не имеющая смысла, ставшая самостоятельным изображением (на листах из книги Ильязда «Поэзия неведомых садов»).

#Эрмитаж #выставка #искусство #иллюстрации

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (6357) от 14.01.2019 под заголовком «Разгуливая с Пикассо».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?